- Если НМА было введено в эксплуатацию, то сумма возврата (оплаченного) отражается в графе 4 и 5 первого раздела КУДиР;
- Если возврат произведен по НМА не введенному в эксплуатацию, то если документ-основание был учтен в качестве документа поступления НМА (регистр Затраты НМА) выполняется корректировка записей по документу поступлению для уменьшения суммы затрат. Для этого выполняется:
- Сторнирование распределения затрат по документу-основанию (запись в регистр с «–»);
- Повторное распределение затрат с учетом данных по документу «Возврат поставщику».
8) Зачет по налоговым обязательствам – документ «Начисление налога», учитывается только для документов с видом операции «Зачет по налоговым обязательствам».
9) Проведение взаимозачета. Документ «Корректировка взаиморасчетов новая».
При проведении документа «Формирование книги учета доходов и расходов» выполняется признание расходов.
Формирование финансового результата
Формирование финансового результата осуществляется с помощью документа «Закрытие периода ВТОРОЙ этап».
Документ располагается: Документы -> Регламентные операции -> Журнал закрытия периода (Бух учет) -> Закрытие периода бух. ВТОРОЙ этап.
Реквизиты документа.
- Закрыть 20.01 на 08.05 – флажок, определяет необходимость закрытия счета 20.01 на счет 08.05. Расходы, связанные с созданием НМА учитываются на счете 20.01 «Основное производство» субконто 1 «Подразделение»: «Создание НМА». Затраты, учитываемые на данном счете (субконто «Создание НМА»), закрываются на счет 08.05 «Приобретение НМА» пропорционально расходам, учтенным на данном счете по объектам НМА.
Отвечает за формирование проводок: Дт 08.05 «Нематериальные активы» Кт 20.01. «Он. произв.-во» (субк. 1 Создание НМА).
- Закрыть 20.01 (вспомогательный) на 20.01 (общий отдел) – флажок. Расходы, учитываемые на с. 20.01«Основное производство» (субконто 1 «Вспомогательное подразделение (Обслуживание и управление НМА»), распределяются пропорционально расходам, учтенным на с. 20.01 «Основное производство» (субконто 1 «Общий отдел», субконто 2 «Номенклатурная группа»).
Отвечает за формирование проводок: Дт 20.01. «Основное произв.-во» (субк. 1 Общий отдел, субк.2 Номенклатур. группа) / Кт 20. «Основное произв.-во» (скуб. 1 Вспоим. произв. Обсел. и упр. НМА).
- Закрыть 26 на 08.05 и 20.01 – флажок. Расходы, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», распределяются между счетами 20 «Основное производство» и 08.05 «Приобретение НМА» пропорционально расходам, учтенным на данных счетах: на счете 20 «Основное производство» (субконто 1. «Общий отдел», субконто 2 «Номенклатурная группа») пропорционально расходам по номенклатурным группам (инвестиционным проектам), на с. 08.05 «Приобретение НМА» пропорционально расходам, учтенным по субконто «Нематериальные активы» по объектам НМА.
Отвечает за формирование проводок: Дт 08.05 «Нематериальные активы» / Кт 26. «Общехозяйственные расходы» Дт 20.01 «Основное призв-во» (Субк.1: Общий отдел, Субк. 2: Номенклатурная группа) / Кт 26 «Общехозяйственные расходы».
- Закрыть 20.01 на 90.02.1 – флажок. После распределения всех расходов расходы, учтенные на с. 20.01 «Основное производство» (субконто 1 «Общий отдел», субконто 2 «Номенклатурная группа») списываются в дебет счета 90.02.1 «Себестоимость продаж, необлагаемых ЕНВД». (субконто 1 « Номенклатурная группа»). Расходы распределяются по номенклатурным группам (инвестиционным проектам).
Отвечает за формирование проводок: Д-т 90.02.1 «Себест-ть продаж, необлаг-х ЕНВД» (субк. 1 Номенклат. группа) К-т 20.01. «Основное произв-во» (субк. 1 Общий отдел, субк. 2 Номенклат. группа)
Общий вид документа «Закрытие периода бух ВТОРОЙ ЭТАП» представлен на рисунке 198.
![]() | |
626 × 346 пикс.   Открыть в новом окне | Документ "Закрытие периода бух ВТОРОЙ ЭТАП" |
По каждому сформированному движению автоматически генерируется и сохраняется протокол проведения (рисунок 199).
![]() | |
766 × 547 пикс.   Открыть в новом окне | Протокол проведения документа |
Списание расходов стоимости НМА
Осуществляется автоматически при проведении документов «Формирование книги КУДиР» (в случае наличия расходов по НМА в выбранном периоде). Определение расходов осуществляется по следующему алгоритму:
Стоимость приобретенных и оплаченных НМА отражается в разделе 2. «Расчет расходов на приобретение (создание) основных средств, нематериальных активов, учитываемых при исчислении налоговой базы» в графе 7 «Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы».
Отчет «Книга учета доходов и расходов»
В отчете «Книга учета доходов и расходов» в разделе 2 «Расчет расходов на приобретение (создание) основных средств, нематериальных активов, учитываемых при исчислении налоговой базы» производится заполнение данных по НМА.
Раздел 2 для НМА заполняется по аналогии с основными средствами:
- графа 3 «Дата оплаты НМА» – подтягивается дата из регистра накопления
- графа 5 «Дата ввода в эксплуатацию» – дата документа ввода в эксплуатацию
- графа 6 «Первоначальная стоимость» – указывается в документе при вводе в эксплуатацию
- графа 7 «Срок полезного исп.» – указывается в документе при вводе в эксплуатацию
- графа 8 «Остаточная стоимость НМА» – Графы 7 и 8 понадобится заполнять, только если объект приобретен до перехода на упрощенную систему
- графа 9 «Количество кварталов эксплуатации НМА в налоговом периоде» – указывают количество кварталов текущего года, в течение которых используется имущество, оплаченное и введенное в эксплуатацию (принятое к бухгалтерскому учету). Предположим, организация приобрела, оплатила и ввела в эксплуатацию объект в марте, то есть в I квартале. Значит, его будут использовать в I, II, III и IV кварталах, и в графе 9 должно стоять 4. Если бы все условия были выполнены во II квартале, в графе 9 следовало указать 3, если в III квартале – 2, в IV квартале – 1.
- графа 10 «Доля стоимости НМА, принимаемая в расходы за налоговый период (%)» – процентная доля оплаченной стоимости к первоначальной (остаточной в случае перехода с ОСНО) стоимости НМА
- графа 11 «Доля стоимости НМА, принимаемая в расходы за каждый квартал налогового периода (%) (гр. 10/ гр. 9)» – графа 10 / графа 9 * 100%
- графа 12 «Сумма расходов, учитываемая при исчислении налоговой базы за каждый квартал налогового периода» – графа 6 (или графа 8 «остаточная стоимость в случае перехода с ОСНО») * графу 11 / 100
- графа 13 «Сумма расходов, учитываемая при исчислении налоговой базы за налоговый период» – графа 12 * графа 9
- графа 14 «Включено в расходы за предыдущие налоговые периоды применения УСНО (руб.)» – графа 13 Расчета за предыдущие налоговые периоды
- графа 15 «Оставшаяся часть расходов, подлежащая списанию в последующих отчетных (налоговых) периодах (руб.)»: графа 8 – графа 13 – графа 14
- графа 16 «Дата выбытия (реализации) НМА» – дата выбытия НМА.
На рисунке 200 представлен пример формирования отчета по расходам на приобретение основных средств.
![]() | |
1624 × 602 пикс.   Открыть в новом окне | Книга учета доходов и расходов "Расходы на приобретение основных средств" |
Особый порядок отражения расходов в книге учёта доходов и расходов
Если по организации включен режим «Особый порядок отражения расходов в КУДиР», то при отражении расходов в КУДиР выделяются 2 вида расходов:
— Прямые – отнесенные на счет 20.01
Рассчитываются по формуле 1:

Где:
S – сумма прямых затрат,
So – сумма оплаты (определяется как минимальная величина между суммой долга, учтенной на кор. счете и суммой оплаты),
S20 – сумма, отраженная на 20 счете,
Sд – сумма долга, учтенная на кор. счете.
— Косвенные – затраты, учтенные на счете 26 и распределенные на 20 счет
При отражении в КУДиР оплат по перечислению налогов, необходимо учитывать сумму затрат, распределенную на сч. 20, сч. 26 (в части распределения на 20 счет) за налоговый период (субконто 2) по документам вида «Отражение з/п в регл. учете».
При оплате налогов, учитываемых на счете 68.01.1, для расчета используются обороты по 70 счету.
Если на момент проведения документа оплаты, по организации есть принятые к учету НМА, по которым распределены затраты, то сумма для КУДиР определятся как минимальная сумма между суммой документа оплаты и суммой распределенных затрат. Если на момент перечисления налогов ни одно НМА не принято к учету, то в 7 графе 1 раздела КУДиР отражается сумма налога, которая рассчитывается по следующей формуле 2:

Где:
S – сумма налога, отражаемая в КУДиР
So – сумма документа, по которому происходит отражение в КУДиР
S20 – сумма, отраженная по проводкам Дт 20.01 (Субконто 1 – Общий отдел, Субконто 2 – не заполнено) Кт 26
S26 – сумма оборотов по кредиту счета 26 (Субконто 1 – Общий отдел, Субконто 2 – не заполнено)
Для определения затрат, связанных с оплатой подоходного налога, все расчеты ведутся от сумм, учтенных на счете 70.