В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правительство Челябинской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую Программу развития профессионального образования в Челябинской области на 2011-2015 годы.
2. Главному управлению по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области (Федечкин Д.Н.) опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
3. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Челябинской области Рыжего П.А.
Председатель Правительства Челябинской области | М.В. Юревич |
Утверждена
постановлением Правительства
Челябинской области
от 12 июля 2011 г. N 228-П
Областная целевая Программа развития профессионального образования в Челябинской области на 2011-2015 годы
Паспорт Областной целевой Программы развития профессионального образования в Челябинской области на 2011-2015 годы
Наименование Программы | - | областная целевая Программа развития профессионального образования в Челябинской области на 2011-2015 годы (далее именуется - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы | - | распоряжение Губернатора Челябинской области от 01.12.2010 г. N 881-р "О создании рабочей группы" |
Государственный заказчик-координатор Программы | - | Министерство образования и науки Челябинской области |
Основные разработчики Программы | - | Министерство образования и науки Челябинской областиМинистерство социальных отношений Челябинской областиМинистерство здравоохранения Челябинской областиМинистерство культуры Челябинской областиГлавное управление по труду и занятости населения Челябинской области |
Цель Программы | - | обеспечение необходимых условий и механизмов для модернизации системы профессионального образования, повышения эффективности профессионального образования для обеспечения социально-экономической сферы Челябинской области трудовыми ресурсами |
Задачи Программы | - | разработка прогноза потребности экономики Челябинской области в квалифицированных кадрах;приведение структуры профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка, в соответствие с прогнозом потребностей экономики Челябинской области в квалифицированных кадрах, учитывающим основные факторы социально-экономического развития, демографическую ситуацию и миграционную политику;развитие государственно-общественной системы управления подготовкой рабочих и специалистов;развитие перспективных форм сотрудничества учреждений профессионального образования и предприятий - социальных партнеров, включающих создание условий для повышения инвестиционной привлекательности учебных заведений;формирование системы непрерывного профессионального образования, в первую очередь, технико-инженерного профиля;оснащение учреждений профессионального образования современным высокотехнологичным оборудованием и внедрение информационных технологий;обеспечение системы профессионального образования высококвалифицированными педагогическими кадрами |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | - | доля выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших на обучение по программам начального и среднего профессионального образования (в процентах);доля взрослых, прошедших обучение по программам среднего профессионального образования (в процентах); доля взрослых, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки (в процентах);доля выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования Челябинской области, трудоустроившихся не позднее 1 года после выпуска (в процентах);доля выпускников, прошедших обучение по программам профессионального образования и профессиональной подготовки, успешно прошедших сертификационные процедуры (в процентах);доля областных государственных автономных образовательных учреждений профессионального образования, созданных путем изменения типа существующего государственного учреждения (в процентах);доля педагогических и руководящих работников образовательных учреждений начального, среднего профессионального образования, прошедших стажировку в организациях, в том числе за рубежом (в процентах);доля учреждений профессионального образования, имеющих свои регулярно обновляемые сайты в сети Интернет и публикующих на них отчеты по результатам реализации Программы (в процентах);доля педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования, успешно прошедших сертификационные процедуры (в процентах);доля занятых в экономике, прошедших за отчетный год обучение по программам непрерывного образования (включая повышение квалификации, переподготовку), в том числе в ресурсных центрах на базе учреждений профессионального образования, в общей численности занятых в экономике (в процентах);доля студентов учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий), в общей численности студентов учреждений начального и среднего профессионального образования (в процентах);число многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования (в единицах);доля учреждений профессионального образования, внедривших новые программы и модели профессионального образования, разработанные в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы" (далее именуется - Федеральная целевая программа), в общем количестве учреждений профессионального образования в субъекте Российской Федерации (в процентах) |
Сроки реализации | - | 2011-2015 годы |
Перечень программных мероприятий | - | формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда;повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда;модернизация региональной государственно - общественной системы оценки качества профессионального образования;внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования;развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования;мониторинг реализации областной целевой Программы развития профессионального образования |
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования мероприятий Программы составит 556 372,8 тыс. рублей, в том числе:1) объем финансирования мероприятий Программы составит за счет средств областного бюджета 460960,0 тыс. рублей, в том числе:в 2011 году - 3300,0 тыс. рублей;в 2012 году - 157660,0 тыс. рублей;в 2013 году - 100000,0 тыс. рублей;в 2014 году - 100000,0 тыс. рублей;в 2015 году - 100000,0 тыс. рублей;2) объем финансирования мероприятий Программы составит за счет средств федерального бюджета 95 412,8 тыс. рублей, в том числе:в 2011 году - 15 900,0 тыс. рублей;в 2012 году - 39 656,8 тыс. рублей;в 2013 году - 39 856,0 тыс. рублей;3) справочно: предполагается за счет внебюджетных источников (средств) привлечь к реализации программных мероприятий (при наличии возможностей у образовательных учреждений) 390 000,0 тыс. рублей, в том числе:в 2011 году - 0,0 тыс. рублей;в 2012 году - 55 000 тыс. рублей;в 2013 году - 80 000 тыс. рублей;в 2014 году - 130 000 тыс. рублей;в 2015 году - 125 000 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - | увеличение доли выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших на обучение по программам начального и среднего профессионального образования, до 40 процентов;увеличение доли взрослых, прошедших обучение по программам среднего профессионального образования, до 45 процентов;увеличение доли взрослых, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки, до 65 процентов;увеличение доли выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, трудоустроившихся не позднее 1 года после выпуска, соответственно до 65, 72, 73 процентов;увеличение доли выпускников, прошедших обучение по программам профессионального образования и профессиональной подготовки, успешно прошедших сертификационные процедуры, до 40 процентов;увеличение доли областных государственных автономных образовательных учреждений профессионального образования, созданных путем изменения типа существующего государственного учреждения, до 63 процентов;увеличение доли педагогических работников учреждений начального, среднего профессионального образования, прошедших стажировку в организациях, в том числе за рубежом, до 100 процентов;увеличение доли учреждений профессионального образования, имеющих свои регулярно обновляемые сайты в сети Интернет и публикующих на них отчеты по результатам реализации Программы, до 100 процентов;увеличение доли педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования, успешно прошедших сертификационные процедуры, до 15 процентов;увеличение доли занятых в экономике, прошедших за отчетный год обучение по программам непрерывного образования (включая повышение квалификации, переподготовку), в том числе в ресурсных центрах на базе учреждений профессионального образования, в общей численности занятых в экономике до 45 процентов;увеличение доли студентов учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий), в общей численности студентов учреждений начального и среднего профессионального образования до 80 процентов. |
Глава I. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
1. Стратегической целью государственной политики в сфере образования до 2020 года определено, что необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования. Стратегия развития Челябинской области до 2020 года, принятая постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 25.10.2007 года N 890 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года", предусматривает насыщение предприятий Челябинской области кадрами рабочих и специалистов высокой квалификации в достаточном количестве.
В ситуации модернизационного развития Челябинской области кадровое обеспечение социально-экономического комплекса становится приоритетной задачей в Челябинской области. Сохраняют актуальность проблемы доступности качественного профессионального образования, соответствующего требованиям современного развития экономики. Вместе с тем, несмотря на увеличение бюджетных ассигнований на профессиональное образование, продолжают сохраняться негативные факторы:
1) несоответствие структуры и качества подготовки рабочих и специалистов потребностям экономики;
2) несоответствие учебно-материальной базы образовательных учреждений профессионального образования современным требованиям, в том числе предъявляемым к выполнению санитарных норм и правил и организации образовательного и производственного процессов;
3) недостаточное кадровое обеспечение образовательных учреждений;
4) недостаточное развитие государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования.
Преодолению негативных факторов в профессиональном образовании в ходе модернизации будут способствовать мероприятия настоящей Программы.
2. Челябинская область - регион с мощным промышленным комплексом и динамично развивающейся экономикой.
Наиболее востребовано трудоспособное население в возрасте от 25 до 45 лет. Основное место работы для большей части населения - предприятия и организации (около 1 200,0 тысяч человек). В этой связи основным и стабильным источником доходов населения Челябинской области по-прежнему является заработная плата.
Численность населения Челябинской области составляет 3,5 миллиона человек, из которых население в возрасте моложе трудоспособного составляет 16,1 процента или 564,3 тысячи человек.
3. Образовательный, научный потенциал Челябинской области определяется разнообразием и масштабами системы профессионального образования.
В том числе по состоянию на 1 января 2010 года в Челябинской области функционирует 79 областных государственных учреждений начального профессионального образования и 26 областных государственных учреждений среднего профессионального образования, подведомственных Министерству образования и науки Челябинской области, 2 областных государственных учреждения начального профессионального образования, подведомственных Министерству социальных отношений Челябинской области, 9 областных государственных учреждений среднего профессионального образования, подведомственных Министерству здравоохранения Челябинской области, 4 областных государственных учреждения среднего профессионального образования, подведомственных Министерству культуры Челябинской области, 22 федеральных государственных учреждения среднего профессионального образования. Всего охват обучающихся в указанных учреждениях составляет 88,8 тысячи человек. В 52 высших учебных заведениях обучается 185,6 тысячи человек (по данным на 01.01.2010 года) (таблица 1).
Таблица 1
Сеть образовательных учреждений профессионального образования, находящихся на территории Челябинской области
N п/п | Орган исполнительной власти Челябинской области, выполняющий функции учредителя образовательного учреждения, или учредители образовательных учреждений | Образовательные учреждения начального профессионального образования | Образовательные учреждения среднего профессионального образования | Образовательные учреждения высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования | |
1. | Министерство образования и науки Челябинской области | 79 | 26 | 2 | |
2. | Министерство социальных отношений Челябинской области | 2 | - | - | |
3. | Министерство здравоохранения Челябинской области | - | 9 | - | |
4. | Министерство культуры Челябинской области | - | 4 | 2 | |
5. | Министерство образования и науки Российской Федерации | - | 22 | 5 | |
6. | Физические и (или) юридические лица | - | 10 | 20 | |
7. | Органы государственной власти Российской Федерации | - | - | 23 | |
Всего | 81 | 71 | 52 |
Каждый 4 выпускник 9 класса и каждый 15 выпускник 11 класса обучается на первом курсе образовательных учреждений начального профобразования; каждый 5 выпускник 9 класса и каждый 10 выпускник 11 класса - на первом курсе образовательного учреждения среднего профессионального образования (таблица 2).
Таблица 2
Распределение выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений по образовательным учреждениям (2010-2013 годы)
Численность выпускников общеобразовательных учреждений | 2010 год (факт) | 2011 год (прогноз) | 2012 год (прогноз) | 2013 год (прогноз) |
Выпускники 9-х классов (человек) | 23 723 | 31 514 | 29 204 | 29 006 |
Из них: | ||||
Продолжат обучение в образовательных учреждениях (человек) | 22 988 | 30 563 | 28 328 | 28 135 |
Доля числа выпускников 9-х классов, продолживших обучение в образовательных учреждениях (процентов) | 97,0 | 97,0 | 97,0 | 97,0 |
Поступят в 10 класс общеобразовательных учреждений | 12 312 | 16 382 | 15 186 | 15 083 |
Доля числа выпускников 9-х классов, продолживших обучение в общеобразовательных учреждениях (процентов) | 52,0 | 52,0 | 52,0 | 52,0 |
Поступят в образовательные учреждения профессионального образования для обучения по программам начального профессионального образования | 5 931 | 7 878 | 7 301 | 7 251 |
Доля числа выпускников 9-х классов, продолживших обучение по программам начального профессионального образования (процентов) | 25,0 | 25,0 | 25,0 | 25,0 |
Поступят в образовательные учреждения профессионального образования для обучения по программам среднего профессионального образования | 4 745 | 6 303 | 5 841 | 5 801 |
Доля числа выпускников 9-х классов, продолживших обучение по программам среднего профессионального образования (процентов) | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 |
Не будут охвачены формами учебы | 735 | 951 | 876 | 871 |
Доля числа выпускников 9-х классов, которые не будут охвачены формами учебы (процентов) | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 |
В Челябинской области действует 17 учебных центров предприятий, осуществляющих подготовку и переподготовку своих работников. Мощность учебных центров составляет 18,9 тыс. человек. В 85 процентах учреждений ведется подготовка, переподготовка и повышение квалификации взрослого населения за счет средств работодателей, органов по труду и занятости населения, а также собственных средств граждан. Ежегодно объемы подготовки указанного населения составляют 10,0 - 12,0 тыс. человек.
Проекты расчетных показателей приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования согласовываются с органами местного самоуправления Челябинской области и службами занятости населения в муниципальных образованиях Челябинской области.
Контрольные цифры приема в образовательные учреждения начального профессионального образования с 2006 года снижаются с 16 063 человек до 9 188 человек в 2010 году, но увеличиваются в учреждения среднего профессионального образования с 1 905 человек в 2006 году до 4 795 человек в 2010 году, что объясняется ростом требований работодателей к уровню образования выпускников.
В образовательных учреждениях начального профессионального образования осуществляется подготовка рабочих по 93 профессиям, в образовательных учреждениях среднего профессионального образования - по 134 специальностям.
4. В целях преодоления сложной демографической ситуации, рассогласованности номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований со стороны рынка труда, слабости эффективных связей между уровнями профессионального образования продолжается реорганизация сети учреждений профессионального образования Челябинской области (рисунок 1).
![]() | |
1200 × 763 пикс.   Открыть в новом окне |
5. Анализ контингента обучающихся показывает, что в учреждениях начального профессионального образования, как правило, обучаются дети из малообеспеченных семей. Среди них значительна доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Около 30 процентов обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования - дети из неполных семей, не способных оплатить образование в высших учебных заведениях.
100 процентов обучающихся учреждений начального профессионального образования Челябинской области обеспечиваются горячим питанием, стипендиями, нуждающимся предоставляется общежитие.
В учреждениях, реализующих программы начального профессионального образования, созданы условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (718 человек), ведется профессиональная подготовка лиц, не имеющих основного общего образования (1273 человека) и получающих общее образование в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях.
В образовательных учреждениях дополнительного образования детей (Государственное учреждение дополнительного образования детей Дворец учащейся молодежи "Смена", Государственное учреждение дополнительного образования детей Дом учащейся молодежи "Магнит", Государственное учреждение дополнительного образования детей Дом юношеского технического творчества) для обучающихся областных государственных учреждений профессионального образования, подведомственных Министерству образования и науки Челябинской области, на бесплатной основе открыты кружки технической, спортивно-технической, художественной, патриотической направленности, работает научное общество учащихся.
6. Структура образовательных учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории Челябинской области, включает в себя: 32 государственных образовательных учреждения высшего профессионального образования (6 университетов, 4 академии, 4 института, 1 консерватория, 14 филиалов крупнейших университетов и институтов городов России, 3 учреждения дополнительного профессионального образования), 20 негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южно-Уральский государственный университет" имеет категорию национального исследовательского университета.
За последние 3 года число студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования Челябинской области увеличилось в среднем на 15 процентов, общее число выпускников составило более 35 тысяч человек, что превышает показатели 2006 года на 40 процентов. По данным Федеральной службы государственной статистики на 10 тысяч населения в Российской Федерации приходится 522,6 студента образовательных учреждений высшего профессионального образования, в Челябинской области - 549,1 студента.
7. На базе образовательных учреждений высшего профессионального образования Челябинской области выполняются фундаментальные научные исследования по 11 направлениям. Практические результаты этих исследований нашли применение в металлургическом и сельскохозяйственном комплексах Челябинской области, в образовании и практической медицине.
Инновационная деятельность в образовательных учреждениях высшего профессионального образования осуществляется 123 научно-исследовательскими, инновационными и внедренческими структурами, численность студентов и аспирантов, привлекаемых к исследованиям в рамках их деятельности, составляет свыше 1 тысячи человек. В число приоритетных направлений входят работы в области нанотехнологий, энергосберегающих, вычислительных и информационных технологий.
8. Наряду с перечисленными достижениями в системе профессионального образования сохраняются следующие проблемы: снижение количества учащихся выпускных классов общеобразовательных школ и, как следствие, снижение набора в образовательные учреждения профессионального образования;
рассогласованность профессионально-квалификационной структуры подготовки выпускников с квалификационной структурой кадров предприятий;