Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009 "Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части" (утв. приказом Федерального агентств

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009 "Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2009 г. N 230-ст)

Quality management systems. Particular requirements for the application of ISO 9001:2008 for automotive production and relevant service part organizations

Дата введения - 1 июля 2010 г.
Взамен ГОСТ Р 51814.1-2004
(ИСО/ТУ 16949:2002)

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Введение

Международная организация по стандартизации (ИСО) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов - членов ИСО). Разработка международных стандартов осуществляется техническими комитетами ИСО. Каждый комитет-член, заинтересованный в деятельности, для осуществления которой был создан технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете. Международные организации, правительственные и неправительственные, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в работах. Относительно стандартизации в области электротехники ИСО работает в тесном сотрудничестве с Международной электротехнической комиссией (МЭК).
Международные стандарты разрабатываются в соответствии с правилами, приведенными в Директивах ИСО/МЭК, Часть 2.
Главная задача технических комитетов заключается в подготовке международных стандартов. Проекты международных стандартов, принятые техническими комитетами, рассылаются комитетам-членам на голосование. Их опубликование в качестве международных стандартов требует одобрения по меньшей мере 75% комитетов-членов, принимающих участие в голосовании.
При высокой потребности рынка в международных стандартах технический комитет может также принять решение об издании нормативных документов другого типа, таких как:
- публично Доступная Спецификация ИСО (ISO/PAS), представляющая собой соглашение между техническими экспертами в рабочей группе ИСО и принимаемая для публикации при одобрении более чем 50% членов технического комитета, участвующих в голосовании;
- техническая Спецификация ИСО (ISO/TS), представляющая собой соглашение между членами технического комитета и принимаемая для публикации при одобрении 2/3 членов комитета, участвующих в голосовании.
ISO/PAS и/или ISO/TS подлежат пересмотру через три года, когда должен быть решен вопрос или о продлении срока их действия на дальнейшие три года или о подготовке в качестве международного стандарта, или об отмене. Если срок действия ISO/PAS и/или ISO/TS продлевают, то они вновь должны быть подвергнуты пересмотру по истечении трех лет, во время которого они должны быть преобразованы в международный стандарт или отменены.
ISO/TS 16949:2002 были разработаны Международной целевой группой автомобильной промышленности (IATF) и Японской ассоциацией производителей автомобилей, зарегистрированной в качестве корпорации (JAMA), при поддержке Технического комитета ИСО/ТК 176 "Менеджмент качества и обеспечение качества".
Настоящее третье издание ISO/TS 16949 аннулирует и заменяет второе издание (ISO/TS 16849:2002), которое было технически исправлено в соответствии с ИСО 9001:2008.
Настоящий стандарт включает в себя требования ИСО 9001:2008, которые приведены в рамках. Дополнительные отраслевые требования приведены вне рамок.
Требованиями в настоящем стандарте являются нормы, вводимые модальными глаголами "должен". Положения стандарта, вводимые модальным глаголом "следует", носят рекомендательный характер. Текст, приведенный в примечании, служит для разъяснения сути требований.
Приложение А является нормативной частью настоящего стандарта.

Общие положения

+-----------------------------------------------------------------------+
| ИСО 9001:2008 |
| |
| Общие положения |
| |
| Для создания системы менеджмента качества необходимо стратегическое|
|решение организации. На разработку и внедрение системы менеджмента|
|качества организации влияют: |
| |
| a) ее внешняя среда, изменения или риски, связанные с этой средой; |
| |
| b) изменяющиеся потребности; |
| |
| c) конкретные цели; |
| |
| d) выпускаемая продукция; |
| |
| e) применяемые процессы; |
| |
| f) размер и структура организации. |
| |
| Настоящий стандарт не предполагает единообразия в структуре систем|
|менеджмента качества или их документации. |
| |
| Требования к системе менеджмента качества, установленные настоящим|
|стандартом, являются дополняющими по отношению к требованиям к|
|продукции. Информация, обозначенная как "Примечание", носит характер|
|методических указаний для понимания или разъяснения соответствующего|
|требования. |
| |
| Настоящий стандарт может использоваться внутренними и внешними|
|сторонами, включая органы по сертификации, в целях оценки способности|
|организации выполнять требования потребителей, требования к продукции,|
|являющиеся обязательными к исполнению в соответствии с действующим|
|законодательством (далее - обязательные требования), и собственные|
|требования. |
| |
| При разработке настоящего стандарта были учтены принципы|
|менеджмента качества, установленные ИСО 9000:2005 и ИСО 9004:2000. |
+-----------------------------------------------------------------------+
+-----------------------------------------------------------------------+

Процессный подход

+-----------------------------------------------------------------------+
| ИСО 9001:2008 |
| |
| Процессный подход |
| |
| Настоящий стандарт направлен на применение "процессного подхода"|
|при разработке, внедрении и улучшении результативности системы|
|менеджмента качества в целях повышения удовлетворенности потребителей|
|путем выполнения их требований. |
| |
| Для успешного функционирования организация должна определить и|
|осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов|
|деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая в целях|
|преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс.|
|Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. |
| |
| Применение в организации системы процессов наряду с их|
|идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов,|
|направленный на получение желаемого результата, могут быть определены|
|как "процессный подход". |
| |
| Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности|
|управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в|
|рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии. |
| |
| При применении в системе менеджмента качества такой подход|
|подчеркивает важность: |
| |
| а) понимания и выполнения требований; |
| |
| b) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавляемой |
|ими ценности; |
| |
| с) достижения запланированных результатов выполнения процессов и|
|обеспечения их результативности; |
| |
| d) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном |
|измерении. |
| |
| Приведенная на рисунке 1 модель системы менеджмента качества,|
|основанной на процессном подходе, иллюстрирует связи между процессами,|
|представленными в разделах 4-8. Эта модель показывает, что потребители|
|играют существенную роль в установлении требований, рассматриваемых в|
|качестве входов. Мониторинг удовлетворенности потребителей требует|
|оценки информации о восприятии потребителями выполнения их требований.|
|Приведенная на рисунке 1 модель охватывает все основные требования|
|настоящего стандарта, но не показывает процессы на детальном уровне. |
| |
|Примечание - Кроме того, ко всем процессам может быть применен цикл|
|"Plan - Do - Check - Act" (PDCA). Цикл PDCA можно кратко описать так: |
| |
|- планирование - разработка целей и процессов, необходимых для |
|(plan) достижения результатов в соответствии с |
| требованиями потребителей и политикой |
| организации; |
| |
|- осуществление (do) - внедрение процессов; |
| |
|- проверка (check) - постоянные контроль и измерение процессов и |
| продукции в сравнении с политикой, целями и |
| требованиями на продукцию и сообщение о |
| результатах; |
| |
|- действие (act) - принятие действий по постоянному улучшению |
| показателей процессов. |


|
| |
+-----------------------------------------------------------------------+
+-----------------------------------------------------------------------+

Связь с ИСО 9004

+-----------------------------------------------------------------------+
| ИСО 9001:2008 |
| |
| Связь с ИСО 9004 |
| |
| ИСО 9001 и ИСО 9004 являются стандартами на системы менеджмента|
|качества, которые дополняют друг друга, но их можно применять также|
|независимо. |
| |
| ИСО 9001 устанавливает требования к системе менеджмента качества,|
|которые могут быть использованы для внутреннего применения|
|организациями, а также в целях сертификации или заключения контрактов.|
|Стандарт направлен на результативность системы менеджмента качества при|
|выполнении требований потребителей и соответствующих законодательных и|
|других обязательных требований. |
| |
| Ко времени публикации стандарта ИCO 9001:2008 стандарт ИСО 9004|
|находился на стадии пересмотра. Новая версия ИСО 9004 будет содержать|
|рекомендации для менеджмента по достижению устойчивого успеха любой|
|организации в сложной, требовательной и постоянно изменяющейся среде.|
|ИСО 9004 представляет более широкий взгляд на менеджмент качества, чем|
|ИСО 9001; он нацеливает на удовлетворение потребностей и ожиданий всех|
|заинтересованных сторон на основе систематического и постоянного|
|улучшения деятельности организации. Однако этот стандарт не|
|предназначен для целей сертификации, заключения контрактов и выполнения|
|обязательных требований. |
+-----------------------------------------------------------------------+
+-----------------------------------------------------------------------+
Примечание - Высшему руководству рекомендуется демонстрировать и распространять во всей организации знание и применение восьми принципов менеджмента качества, ссылки на которые приведены в ИСО 9000:2005 и ИСО 9004:2000.

Совместимость с другими системами менеджмента

+-----------------------------------------------------------------------+
| ИСО 9001:2008 |
| |
| Совместимость с другими системами менеджмента |
| |
| При разработке настоящего стандарта должное внимание было уделено|
|положениям ИСО 14001:2004 для улучшения совместимости этих двух|
|стандартов в интересах сообщества пользователей. Приложение А|
|показывает соответствие между ИСО 9001:2008 и ИСО14001:2004. |
| |
| Настоящий стандарт не содержит конкретных требований к другим|
|системам менеджмента, таким как менеджмент охраны окружающей среды,|
|менеджмент профессионального здоровья и безопасности, финансовый|
|менеджмент или менеджмент рисков. Однако стандарт позволяет организации|
|согласовать или интегрировать свою собственную систему менеджмента|
|качества с другими системами менеджмента с соответствующими|
|требованиями. Организация может адаптировать действующую(ие) систему(ы)|
|менеджмента для создания системы менеджмента качества, соответствующей|
|требованиям настоящего стандарта. |
+-----------------------------------------------------------------------+
+-----------------------------------------------------------------------+
Цель настоящего стандарта
Цель настоящего стандарта - разработка системы менеджмента качества, обеспечивающей постоянное улучшение и направленной на предупреждение дефектов и снижение отклонений и нерациональных затрат в цепочке поставки.
Настоящий стандарт совместно с применяемыми конкретными требованиями потребителей определяет основные требования к системе менеджмента качества организаций - пользователей данного документа.
Настоящий стандарт предназначен для избежания многочисленных сертификационных аудитов и обеспечения единого подхода к системе менеджмента качества в автомобилестроении и организациях, производящих соответствующие запасные части.

1 Область применения

1.1 Общие положения

+-----------------------------------------------------------------------+
| ИСО 9001:2008 |
| |
| 1 Область применения |
| |
| 1.1 Общие положения |
| |
| Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента|
|качества в тех случаях, когда организация: |
| |
|а) нуждается в демонстрации своей способности всегда поставлять|
|продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим|
|обязательным требованиям; |
| |
|b) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей|
|посредством эффективного применения системы менеджмента качества,|
|включая процессы постоянного ее улучшения, и обеспечение соответствия|
|требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям. |
| |
| Примечания |
|1 В настоящем стандарте термин "продукция" применим только: |
|a) к предназначаемой для потребителя или затребованной им продукции; |
|b) к любым заданным результатам процессов жизненного цикла. |
| |
| 2 Законодательные и другие обязательные требования могут быть выражены|
|как правовые требования. |
+-----------------------------------------------------------------------+
+-----------------------------------------------------------------------+
Настоящий стандарт совместно с ИСО 9001:2008 устанавливает требования к системе менеджмента качества при проектировании и разработке, производстве и, если это применимо, монтаже и обслуживании продукции, относящейся к автомобильной промышленности.
Настоящий стандарт применим к подразделениям организации, в которых производятся компоненты* и/или запасные части, установленные потребителем.
Вспомогательные службы, находящиеся в месте расположения производственных подразделений или отдельно от них, такие как проектные бюро, корпоративное главное управление и дистрибьюторские центры, поддерживающие деятельность производственных подразделений, подпадают под проверку при сертификации, но не могут быть сертифицированы самостоятельно в соответствии с настоящим стандартом.
Настоящий стандарт может применяться по всей цепочке поставщиков предприятий - изготовителей автотранспортных средств.

1.2 Применение

+------------------------------------------------------------------------+
| ИСО 9001:2008 |
| |
| 1.2 Применение |
| |
| Требования настоящего стандарта являются общими и предназначены для|
|применения всеми организациями независимо от их вида, размера и|
|поставляемой продукции. |
| |
| Если какое-либо требование(я) настоящего стандарта нельзя применить|
|вследствие специфики организации и ее продукции, допускается его|
|исключение. |
| |
| При допущенных исключениях заявления о соответствии настоящему|
|стандарту приемлемы, если эти исключения подпадают под требования|
|раздела 7 и не влияют на способность или ответственность организации|
|обеспечивать продукцией, соответствующей требованиям потребителей и|
|соответствующим обязательным требованиям. |
+------------------------------------------------------------------------+
+------------------------------------------------------------------------+
Единственные исключения, допускаемые настоящим стандартом, относятся к 7.3, если организация не несет ответственности за проектирование и разработку продукции.
Допускаемые исключения не распространяются на разработку процесса производства.