4.2.4 Управление записями
+------------------------------------------------------------------------+
| ИСО 9001:2008 |
| |
| 4.2.4 Управление записями |
| |
| Записи, установленные для представления свидетельств соответствия|
|требованиям и результативного функционирования системы менеджмента|
|качества, должны находиться под управлением. |
| |
| Организация должна установить документированную процедуру для|
|определения средств управления, необходимых для идентификации, хранения,|
|защиты, восстановления, сохранения и изъятия записей. |
| |
| Записи должны оставаться четкими, легко идентифицируемыми и|
|восстанавливаемыми. |
+------------------------------------------------------------------------+
+------------------------------------------------------------------------+
Примечания
1 Термин "изъятие", приведенный выше, включает в себя удаление.
2 "Записи" также включают в себя записи, установленные потребителем.
4.2.4.1 Сохранение записей
Управление записями должно удовлетворять обязательным требованиям и требованиям потребителей.
5 Ответственность руководства
5.1 Обязательства руководства
+------------------------------------------------------------------------+
| ИСО 9001:2008 |
| |
| 5 Ответственность руководства |
| |
| 5.1 Обязательства руководства |
| |
| Высшее руководство должно обеспечивать наличие свидетельств|
|принятия своих обязательств по разработке и внедрению системы|
|менеджмента качества, а также постоянному улучшению ее результативности|
|посредством: |
| |
| а) доведения до сведения персонала организации важности выполнения|
|требований потребителей, а также законодательных и обязательных|
|требований; |
| |
| b) разработки политики в области качества; |
| |
| с) обеспечения разработки целей в области качества; |
| |
| d) проведения анализа со стороны руководства; |
| |
| е) обеспечения необходимыми ресурсами. |
+------------------------------------------------------------------------+
+------------------------------------------------------------------------+
5.1.1 Эффективность процессов
Высшее руководство должно анализировать процессы жизненного цикла продукции и вспомогательные процессы в целях обеспечения их результативности и эффективности.
5.2 Ориентация на потребителя
+------------------------------------------------------------------------+
| ИСО 9001:2008 |
| |
| 5.2 Ориентация на потребителя |
| |
| Высшее руководство должно обеспечивать определение и выполнение|
|требований потребителей для повышения их удовлетворенности (7.2.1 и|
|8.2.1). |
+------------------------------------------------------------------------+
+------------------------------------------------------------------------+
5.3 Политика в области качества
+------------------------------------------------------------------------+
| ИСО 9001:2008 |
| |
| 5.3 Политика в области качества |
| |
| Высшее руководство должно обеспечивать, чтобы политика в области|
|качества: |
| |
| а) соответствовала целям организации; |
| |
| b) включала в себя обязательство соответствовать требованиям и|
|постоянно повышать результативность системы менеджмента качества; |
| |
| с) создавала основы для постановки и анализа целей в области|
|качества; |
| |
| d) была доведена до сведения персонала организации и понятна ему; |
| |
| е) анализировалась на постоянную пригодность. |
+------------------------------------------------------------------------+
+------------------------------------------------------------------------+
5.4 Планирование
5.4.1 Цели в области качества
+-----------------------------------------------------------------------+
| ИСО 9001:2008 |
| |
| 5.4 Планирование |
| |
| 5.4.1 Цели в области качества |
| |
| Высшее руководство организации должно обеспечивать, чтобы цели в|
|области качества, включая необходимые для выполнения требований к|
|продукции [7.1, перечисление а)], были установлены в соответствующих|
|подразделениях и на соответствующих уровнях организации. Цели в области|
|качества должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области|
|качества. |
+-----------------------------------------------------------------------+
+-----------------------------------------------------------------------+
5.4.1.1 Цели в области качества - дополнение
Высшее руководство должно определить цели в области качества и измеримые показатели, которые должны быть включены в бизнес-план и использованы при развертывании политики в области качества.
Примечание - Рекомендуется, чтобы цели в области качества учитывали ожидания потребителей и были достижимыми в течение определенного периода времени.
5.4.2 Планирование создания, поддержания и улучшения системы менеджмента качества
+-----------------------------------------------------------------------+
| ИСО 9001:2008 |
| |
| 5.4.2 Планирование создания, поддержания и улучшения системы|
|менеджмента качества |
| |
| Высшее руководство должно обеспечивать: |
| |
| а) планирование создания, поддержания и улучшения системы|
|менеджмента качества для выполнения требований 4.1, а также для|
|достижения целей в области качества; |
| |
| b) сохранение целостности системы менеджмента качества при|
|планировании и внедрении в нее изменений. |
+-----------------------------------------------------------------------+
+-----------------------------------------------------------------------+
5.5 Ответственность, полномочия и обмен информацией
5.5.1 Ответственность и полномочия
+-----------------------------------------------------------------------+
| ИСО 9001:2008 |
| |
| 5.5 Ответственность, полномочия и обмен информацией |
| |
| 5.5.1 Ответственность и полномочия |
| |
| Высшее руководство должно обеспечивать определение и доведение до|
|сведения персонала организации ответственности и полномочий. |
+-----------------------------------------------------------------------+
+-----------------------------------------------------------------------+
5.5.1.1 Ответственность за качество
Руководители, несущие ответственность и имеющие полномочия на проведение корректирующих действий, должны быть незамедлительно проинформированы о видах продукции или процессах, не соответствующих требованиям.
Персонал, ответственный за качество продукции, должен иметь полномочия остановить производство, чтобы устранить проблемы в области качества.
Производственные операции во всех рабочих сменах должны быть укомплектованы персоналом, отвечающим за качество продукции, или которому делегирована такая ответственность.
5.5.2 Представитель руководства
+-----------------------------------------------------------------------+
| ИСО 9001:2008 |
| |
| 5.5.2 Представитель руководства |
| |
| Высшее руководство должно назначить представителя из состава|
|руководства организации, который независимо от других обязанностей|
|должен нести ответственность и иметь полномочия, распространяющиеся: |
| |
| а) на обеспечение разработки, внедрения и поддержания в рабочем|
|состоянии процессов, требуемых системой менеджмента качества; |
| |
| b) на представление отчетов высшему руководству о функционировании|
|системы менеджмента качества и необходимости ее улучшения; |
| |
| с) на содействие распространению понимания требований потребителей|
|по всей организации. |
| |
| Примечание - В ответственность представителя руководства может быть|
|включено поддержание связи с внешними сторонами по вопросам, касающимся|
|системы менеджмента качества. |
+-----------------------------------------------------------------------+
+-----------------------------------------------------------------------+
5.5.2.1 Представитель потребителя
Высшее руководство должно назначить персонал, ответственный за учет требований потребителей и имеющий соответствующие полномочия. Это требование включает в себя выбор специальных характеристик, постановку целей в области качества и организацию соответствующего обучения, проведение корректирующих и предупреждающих действий, проектирование и разработку продукции.
5.5.3 Внутренний обмен информацией
+-----------------------------------------------------------------------+
| ИСО 9001:2008 |
| |
| 5.5.3 Внутренний обмен информацией |
| |
| Высшее руководство должно обеспечивать установление в организации|
|соответствующих процессов обмена информацией, включая информацию,|
|относящуюся к результативности системы менеджмента качества. |
+-----------------------------------------------------------------------+
+-----------------------------------------------------------------------+
5.6 Анализ со стороны руководства
5.6.1 Общие положения
+-----------------------------------------------------------------------+
| ИСО 9001:2008 |
| |
| 5.6 Анализ со стороны руководства |
| |
| 5.6.1 Общие положения |
| |
| Высшее руководство должно анализировать через запланированные|
|интервалы времени систему менеджмента качества организации в целях|
|обеспечения ее постоянной пригодности, достаточности и|
|результативности. Этот анализ должен включать в себя оценку|
|возможностей улучшений и потребности в изменениях в системе менеджмента|
|качества организации, в том числе в политике и целях в области|
|качества. |
| |
| Записи об анализе со стороны руководства должны поддерживаться в|
|рабочем состоянии (4.2.4). |
+-----------------------------------------------------------------------+
+-----------------------------------------------------------------------+