Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009 "Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части" (утв. приказом Федерального агентств стр. 4

5.6.1.1 Функционирование системы менеджмента качества
Анализу как существенной части процесса постоянного улучшения подлежат выполнение всех требований системы менеджмента качества, а также тенденции ее функционирования.
Частью анализа со стороны руководства должны быть мониторинг целей в области качества, регулярная отчетность и оценивание потерь из-за плохого качества (8.4.1 и 8.5.1).
Результаты анализа должны регистрироваться, чтобы обеспечить, как минимум, свидетельство достижения:
- целей в области качества, установленных в бизнес-плане;
- удовлетворенности потребителей поставленной продукцией.
5.6.2 Входные данные для анализа
+-----------------------------------------------------------------------+
| ИСО 9001:2008 |
| |
| 5.6.2 Входные данные для анализа |
| |
| Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать в|
|себя следующую информацию: |
| |
| а) результаты аудитов (проверок); |
| |
| b) обратную связь от потребителей; |
| |
| с) функционирование процессов и соответствие продукции; |
| |
| d) статус предупреждающих и корректирующих действий; |
| |
| е) последующие действия, вытекающие из предыдущих анализов со|
|стороны руководства; |
| |
| f) изменения, которые могли бы повлиять на систему менеджмента|
|качества; |
| |
| g) рекомендации по улучшению. |
+-----------------------------------------------------------------------+
+-----------------------------------------------------------------------+
5.6.2.1 Входные данные для анализа - дополнение
Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать в себя результаты анализа фактических и потенциальных отказов при эксплуатации и их воздействия на качество, безопасность и окружающую среду.
5.6.3 Выходные данные анализа
+-----------------------------------------------------------------------+
| ИСО 9001:2008 |
| |
| 5.6.3 Выходные данные анализа |
| |
| Выходные данные анализа со стороны руководства должны включать в|
|себя все решения и действия, относящиеся: |
| |
| а) к повышению результативности системы менеджмента качества и ее|
|процессов; |
| |
| b) к улучшению продукции по отношению к требованиям потребителей; |
| |
| с) к потребности в ресурсах. |
+-----------------------------------------------------------------------+
+-----------------------------------------------------------------------+

6 Менеджмент ресурсов

6.1 Обеспечение ресурсами

+-----------------------------------------------------------------------+
| ИСО 9001:2008 |
| |
| 6 Менеджмент ресурсов |
| |
| 6.1 Обеспечение ресурсами |
| |
| Организация должна определить и обеспечивать ресурсы, требуемые: |
| |
| а) для внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы|
|менеджмента качества, а также постоянного повышения ее|
|результативности; |
| |
| б) для повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их|
|требований. |
+-----------------------------------------------------------------------+
+-----------------------------------------------------------------------+

6.2 Человеческие ресурсы

6.2.1 Общие положения
+-----------------------------------------------------------------------+
| ИСО 9001:2008 |
| |
| 6.2 Человеческие ресурсы |
| |
| 6.2.1 Общие положения |
| |
| Персонал, выполняющий работу, влияющую на соответствие продукции|
|требованиям, должен быть компетентным на основе полученного|
|образования, подготовки, навыков и опыта. |
+-----------------------------------------------------------------------+
+-----------------------------------------------------------------------+
Примечание - На соответствие продукции требованиям прямо или косвенно может влиять персонал, выполняющий любую работу в рамках системы менеджмента качества.
6.2.2 Компетентность, подготовка и осведомленность
+-----------------------------------------------------------------------+
| ИСО 9001:2008 |
| |
| 6.2.2 Компетентность, подготовка и осведомленность |
| |
| Организация должна: |
| |
| а) определять необходимую компетентность персонала, выполняющего|
|работу, которая влияет на соответствие требованиям к качеству|
|продукции; |
| |
| b) где это возможно, обеспечивать подготовку или предпринимать|
|другие действия в целях достижения необходимой компетентности; |
| |
| с) оценивать результативность принятых мер; |
| |
| d) обеспечивать осведомленность своего персонала об актуальности и|
|важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области|
|качества; |
| |
| е) поддерживать в рабочем состоянии соответствующие записи об|
|образовании, подготовке, навыках и опыте (4.2.4). |
+-----------------------------------------------------------------------+
+-----------------------------------------------------------------------+
6.2.2.1 Навыки в разработке продукции
Организация должна обеспечить, чтобы персонал, отвечающий за проектирование продукции, был компетентен в выполнении требований по проектированию и обладал навыками применения соответствующих средств и методов.
Применимые средства и методы должны быть идентифицированы организацией.
6.2.2.2 Подготовка персонала
Организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры по определению потребностей в подготовке и по достижению компетентности всего персонала, осуществляющего деятельность, которая влияет на качество продукции. Персонал, выполняющий конкретные предписанные задачи, должен быть подготовлен, как это требуется. Особое внимание следует обратить на удовлетворение требований потребителей.
Примечания
1 Это относится ко всему персоналу, работа которого оказывает влияние на качество на всех уровнях организации.
2 Примером конкретных требований потребителей является применение цифровых, математически обоснованных, данных.
6.2.2.3 Подготовка персонала непосредственно на рабочем месте
Организация должна обеспечить подготовку персонала непосредственно на рабочем месте по любым новым или измененным видам деятельности, влияющим на качество продукции, включая лиц, занятых по контракту, или агентский персонал. Персонал, работа которого может влиять на качество, должен быть проинформирован о последствиях для потребителя при несоответствии требованиям к качеству.
6.2.2.4 Мотивация работников и делегирование им полномочий
Организация должна иметь процесс мотивации работников для достижения целей в области качества, осуществления постоянных улучшений и создания условий для содействия инновациям. Этот процесс должен включать в себя пропагандирование качества и технической осведомленности во всей организации.
Организация должна располагать процессом измерения степени осведомленности персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества [6.2.2, перечисление d)].

6.3 Инфраструктура

+-----------------------------------------------------------------------+
| ИСО 9001:2008 |
| |
| 6.3 Инфраструктура |
| |
| Организация должна определять, обеспечивать и поддерживать в|
|рабочем состоянии инфраструктуру, необходимую для достижения соответст-|
|вия требованиям к продукции. Инфраструктура может включать в себя, если|
|применимо: |
| |
| а) здания, рабочее пространство и связанные с ним средства труда; |
| |
| b) оборудование для процессов (как технические, так и программные|
|средства); |
| |
| с) службы обеспечения (такие как транспорт, связь или информацион-|
|ные системы). |
+-----------------------------------------------------------------------+
+-----------------------------------------------------------------------+
6.3.1 Планировки предприятия, размещения оборудования и средств обслуживания
Организация должна применять многофункциональный подход (7.3.1.1) при разработке планировки предприятия, размещения оборудования и средств обслуживания. Расположение производств должно способствовать оптимизации перемещения материалов, погрузочно-разгрузочных работ и добавлению ценности при использовании производственных площадей, а также синхронизации материальных потоков. Должны быть разработаны и внедрены методы оценки и мониторинга результативности существующих операций.
Примечание - Эти требования рекомендуется сосредоточить на реализации принципов бережливого производства и связи с результативностью системы менеджмента качества.
6.3.2 Планы действий на случай непредвиденных обстоятельств
Организация должна разработать планы действий, чтобы выполнять требования потребителей в чрезвычайных случаях, таких как срывы в работе коммунальных служб, нехватка рабочей силы, отказ основного оборудования и вывод его из эксплуатации.

6.4 Производственная среда

+-----------------------------------------------------------------------+
| ИСО 9001:2008 |
| |
| 6.4 Производственная среда |
| |
| Организация должна создавать производственную среду, необходимую|
|для достижения соответствия требованиям к продукции, и управлять ею. |
| |
| Примечание - Термин "производственная среда" относится к условиям,|
|в которых выполняют работу, включая физические, экологические и другие|
|факторы (такие как шум, температура, влажность, освещенность или|
|погодные условия). |
+-----------------------------------------------------------------------+
+-----------------------------------------------------------------------+