готовностью к организации работ по подтверждению соответствия системе классификации гостиниц и других средств размещения (ПК-16).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры
6.1. ООП магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в аспирантуре.
Таблица 2
Структура ООП магистратуры
Код УЦ ООП | Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (Зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
М.1 | Общенаучный цикл | 20-30 | ||
Базовая часть | 6-10 | |||
В результате изучения базовой части цикла, обучающийся должен:знать: | ||||
- современные понятия и концепции естественных, гуманитарных и экономических наук; методологию оценок социально-экономического развития; индикаторы социально-экономического развития; мировой опыт проведения социально-экономических исследований в сфере услуг, в том числе гостиничной деятельности; методики изучения гостиничного рынка, направления и перспективы его развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; типологии потребителей; основные подходы к оценке тендерных и других различий потребителей гостиничного продукта;- основы правового обеспечения гостиничной деятельности в Российской Федерации; порядок государственного регулирования предпринимательства; нормативные и правовые основы лицензирования, стандартизации, подтверждения соответствия и охраны окружающей среды; содержание финансово-правовой, налоговой и аудиторской деятельности, особенности обязательных отношений в гостиничной деятельности; порядок регулирования трудовых правоотношений и судебной защиты законных интересов хозяйствующих субъектов гостиничной индустрии; положения международного сотрудничества в гостиничной деятельности;- тенденции и перспективы развития современного информационного общества; научно- практические основы информатизации; базовые информационные технологии, применяемые в науке и образовании; методологию сбора, обработки и анализа информации в рамках исследуемых научно-практических и методических проблем в гостиничной деятельности, способы и методы представления результатов исследований;уметь:- проводить исследования в области социально-экономического развития и экономики гостиничного дела; осуществлять выбор исследовательского инструментария (методик, техник, процедур) и применять его в конкретных ситуациях; анализировать, систематизировать и обобщать результаты исследований;- применять законодательные и нормативно-правовые акты в гостиничной деятельности, осуществлять правовое сопровождение предпринимательской деятельности, заключать гражданско-правовые договоры, на законной основе строить взаимоотношения с государственными органами, коммерческими организациями, партнерами и потребителями (клиентами), формировать правовые отношения в трудовом коллективе; разрешать хозяйственно-экономические споры, защищать законные интересы участников правоотношений гостиничной деятельности;определять круг источников информации, группировать и систематизировать информацию с помощью компьютерных технологий; владеть:- современными методиками измерений, технологическими приемами и методами планирования и организации социально-экономических исследований в гостиничной деятельности; навыками системного и сравнительного анализа, методами получения, анализа и первичной обработки информации; методологией и методикой научных исследований (статистических, социологических и экономических) в гостиничной индустрии;- основами правовых норм в гостиничной деятельности, подготовки документов для регистрации, лицензирования, подтверждения соответствия, работы с потребителями (клиентами), отечественными и зарубежными партнерами, приемами формирования трудовых и налоговых взаимоотношений, способами защиты законных интересов субъектов гостиничной деятельности;- приемами и методами решения общих и специальных задач с применением компьютерных технологий в научной, методической и практической деятельности. | Теория и методология социально-экономических исследований в гостиничной деятельности | ОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-6ОК-7ОК-12ПК-2ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-12ПК-14 | ||
Правовое обеспечение гостиничной деятельности | ||||
Информационное обеспечение и компьютерные технологии в научной и образовательной деятельности | ||||
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
М.2 | Профессиональный цикл | 40-45 | ||
Базовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла, обучающийся должен: | 12-15 | |||
знать:- основные понятия, элементы и принципы организации гостиничного дела; основы организационного проектирования гостиничного продукта; методы и инструменты разработки и управления проектами;- методологию прогнозирования и планирования различных направлений гостиничной деятельности, систему планов, их содержание и взаимосвязь, особенности бизнес-планирования в гостиничной деятельности;- теоретические основы управления персоналом гостиничного предприятия, методы подбора и оценки, стимулирования и развития персонала, механизмы планирования профессионального роста;- научно-практические подходы к формированию продуктовой и ценовой политики гостиничного предприятия, систему каналов сбыта гостиничных продуктов; современные технологии формирования и продвижения гостиничных продуктов, особенности рекламы и выставочной деятельности;уметь:- проектировать организационную структуру и процессы различных типов гостиничного предприятия, понимать основные принципы управления проектами;- анализировать научные гипотезы, проекты и программы, оценивать тенденции развития гостиничной индустрии, определять перспективные направления и формировать хозяйственную стратегию гостиничного предприятия;- использовать методики подбора персонала и его оценки в процессе гостиничной деятельности; анализировать мотивы поведения сотрудников и разрабатывать индивидуальные и коллективные программы стимулирования персонала; организовывать деятельность по развитию профессиональной карьеры персонала;- формировать гостиничный продукт на основе перспективных потребностей и технологических возможностей гостиничного предприятия; разрабатывать каналы продвижения гостиничного продукта, анализировать эффективность продаж;владеть:- методами анализа процессов гостиничного предприятия и методами организационной диагностики; навыками бизнес-планирования деятельности гостиничного предприятия;- навыками отбора и работы с персоналом гостиничного предприятия, проведения оценки результатов деятельности персонала, методами и приемами стимулирования роста производительности труда и профессиональной квалификации персонала;- современными технологиями формирования и продвижения гостиничного продукта; приемами и методами эффективных продаж. | Организационное проектирование и управление проектами | ОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-8ОК-9ОК-10ОК-11ОК-12ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10ПК-11ПК-13ПК-15ПК-16 | ||
Прогнозирование и планирование гостиничной деятельности | ||||
Управление персоналом гостиничного предприятия | ||||
Технологии формирования и продвижения гостиничного продукта | ||||
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
М.3 | Практики и научно-исследовательская работа(практические умения и навыки определяются ООП вуза) | 52-62 | ОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-6ОК-8ОК-9ОК-10ОК-11ОК-12ПК-1ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10ПК-15ПК-16 | |
М.4 | Итоговая государственная аттестация | 3 | ОК-5ОК-7ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14 | |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 120 |
______________________________
* Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (организационно-управленческой, научно-исследовательской, проектной, производственно-технологической, сервисной), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров.
В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 14 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.
7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области информационного обеспечения и компьютерных технологий в научной и образовательной деятельности, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, (факультативам), рабочие программы которых предусматривают формирование у обучающихся соответствующих умений и навыков с учетом профильной направленности ООП вуза.
Практические занятия должны быть предусмотрены по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области теории и методологии социально-экономических исследований в гостиничной деятельности, правового обеспечения гостиничной деятельности, организационного проектирования и управления проектами, прогнозирования и планирования гостиничной деятельности, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, (факультативам), рабочие программы которых предусматривают формирование у обучающихся соответствующих умений и навыков с учетом профильной направленности ООП вуза.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обязанность выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются учебная и производственная практики, которые могут включать следующие виды практик: научно- исследовательскую, научно-производственную, технологическую.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:
планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;
проведение научно-исследовательской работы;
корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;
составление отчета о научно-исследовательской работе;
доклад на семинаре, подготовка научной публикации или публичная защита выполненной работы.
Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучающихся является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара.