Распоряжение Правительства РФ от 13 июля 2009 г. N 915-р стр. 4

Бакалавры, магистры и специалисты университета будут востребованы в атомной отрасли и других высокотехнологичных отраслях и обеспечат решение задач по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.
Реализация образовательных программ послевузовского профессионального образования осуществляется по профильным специальностям в аспирантуре и докторантуре университета, а также путем прикрепления соискателей ученых степеней к университету.
При реализации образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования планируется постепенное увеличение доли магистров и аспирантов в общей численности обучаемых лиц.
Реализация образовательных программ среднего профессионального образования осуществляется по профильным специальностям, востребованным в первую очередь в атомной отрасли.
Специалисты со средним профессиональным образованием, подготавливаемые в университете, обеспечат удовлетворение потребностей регионов в кадрах и снизят кадровый дефицит.
В рамках мероприятия, касающегося развития интеграции науки и образования, осуществляется интеграция науки и образования путем использования в учебном и научном процессах уникальной научно-производственной базы университета, Российского научного центра "Курчатовский институт", федеральных ядерных центров и ведущих учреждений атомной отрасли, а также других российских научных центров, что позволяет сбалансировать федеральные, региональные и отраслевые интересы, играющие важную роль в подготовке кадров и удовлетворении образовательных потребностей населения в регионах.
Развивается система научно-образовательных центров, способствующих развитию процесса интеграции науки и образования внутри университета и вне его. При этом университет широко использует результаты научных исследований научно-образовательных центров в учебном процессе.
В состав университета входят более 20 научно-образовательных центров, в том числе "Радиационное материаловедение и радиационная безопасность", "Ядерное и электрофизическое приборостроение", "Материалы для спинтроники", "Ядерно-физический мониторинг", "Центр нейтрон-захватной терапии", "Физика и технология радиационно стойкой электроники", "Использование рентгеновского, синхронного излучений и нейтронов для исследования сложных соединений наноструктур", "Фундаментальные и прикладные исследования с использованием ускорителей заряженных частиц", "Лазерная физика. Лазерный термоядерный синтез", "Атомная энергетика", "Методы и средства исследования свойств материалов элементов активных зон ядерных реакторов в процессе облучения".
Разрабатываются и внедряются новые механизмы взаимодействия университета и работодателей, предусматривающие организацию совместных учебно-научных лабораторий, введение в практику заказа на выпускников (бакалавры, магистры и специалисты), совместный учебно-исследовательский и учебно-производственный процесс с целью быстрейшей адаптации указанных выпускников к условиям работы. В научно-образовательных центрах предусмотрена многоуровневая система непрерывного обучения и подготовки кадров для атомной отрасли на основе комплексного использования материально-технических и кадровых возможностей университета и организаций атомной отрасли. Для более качественной и эффективной подготовки специалистов осуществляется привлечение студентов к научной деятельности в существующих и создаваемых учебно-научных лабораториях.
В рамках указанного мероприятия реализуется программа привлечения молодых ученых и аспирантов к выполнению на базе университета научно-исследовательской работы в интересах атомной отрасли и других высокотехнологичных отраслей России.
Реализация этого мероприятия способствует обеспечению интеграции деятельности ведущих научных учреждений и университета, модернизации образовательного и научно-исследовательского процессов, созданию и развитию единого образовательного пространства и условий для непрерывного образования.
Университетом осуществляется мероприятие, касающееся реализации, разработки и модернизации основных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования по профильным специальностям на основе образовательных стандартов третьего поколения, в том числе на основе самостоятельно разрабатываемых образовательных стандартов и требований для реализации образовательных программ высшего профессионального образования.
В рамках указанного мероприятия разрабатываются основные образовательные программы, разрабатываются и модернизируются учебные планы и рабочие программы учебных курсов и дисциплин (модулей), обеспечивающих высокое качество подготовки обучающихся лиц для атомной отрасли, других высокотехнологичных отраслей, а также программы учебной и производственной практики, календарные учебные графики, лабораторные практикумы и иные материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Кроме того, в рамках этого мероприятия разрабатываются образовательные контенты (учебно-методические материалы, включающие тексты лекций, учебно-методические пособия, учебники, учебно-методические материалы для практических занятий, семинаров, лабораторных работ и деловых игр, учебные видео- и аудиоматериалы, слайды, эскизы плакатов и другие дидактические материалы для работы профессорско-преподавательского состава, материалы для проведения дистанционного обучения) нового поколения, отвечающие современным образовательным стандартам и требованиям.
Развитие профессионального образования предусматривает расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса. С целью согласования образовательных и профессиональных стандартов разрабатывается и апробируется технология формирования перечня компетенций для стандартов нового поколения с участием работодателей на основе требований обновляемых профессиональных стандартов.
Для повышения качества образования внедряются современные методики образования - мастер-классы и деловые игры, электронные учебно-методические комплексы и сетевые технологии, а также обучение студентов навыкам самостоятельного получения знаний, в том числе с использованием дистанционных технологий обучения. Приоритетным направлением является опережающее развитие электронных образовательных ресурсов, формирование специализированных порталов и библиотек электронных учебных и учебно-методических материалов, позволяющих создать единую учебно-методическую базу материалов.
В рамках этого мероприятия разрабатываются в форме, готовой для публикации на бумажном носителе и в электронном виде, учебно-методические материалы, включая тексты лекций, учебно-методические пособия, учебно-методические материалы для практических занятий, семинаров, лабораторных работ и деловых игр, учебные видео- и аудиоматериалы, слайды, эскизы плакатов и другие дидактические материалы для работы преподавателей, и адаптируются для проведения дистанционного обучения.
Важное значение придается интеграции отраслевых региональных высокотехнологичных организаций и университета - научные и производственные кадры предприятий представляют собой его мощный научно-инновационный ресурс.
В рамках указанного мероприятия модернизируются образовательные программы послевузовского профессионального образования, проводятся стажировки аспирантов и докторантов университета в ведущих организациях атомной отрасли, других высокотехнологичных отраслей, российских и зарубежных научных центрах и технопарках, приглашаются ведущие профессора и ведущие специалисты отрасли из российских и зарубежных учебных заведений для научного руководства учебно-исследовательскими и дипломными работами студентов и аспирантов и научных консультаций докторантов.
Для преподавания в университете приглашаются ведущие ученые и специалисты-практики из региональных организаций высокотехнологичных отраслей.
Университетом осуществляется мероприятие, касающееся разработки и модернизации образовательных программ среднего профессионального образования, которые включают в себя учебные планы, рабочие программы учебных дисциплин (модулей) и материалы, обеспечивающие высокое качество подготовки студентов для атомной отрасли, других высокотехнологичных отраслей, а также программы учебной и производственной практики, календарные учебные графики, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий и возможность непрерывного образования, и разработки образовательных контентов нового поколения.
В рамках указанного мероприятия разрабатываются в форме, готовой для публикации на бумажном носителе и в электронном виде, а затем издаются учебно-методические материалы, включая тексты лекций, учебно-методические пособия, учебно-методические материалы для практических занятий, семинаров, лабораторных работ и деловых игр, учебные видео- и аудиоматериалы, слайды, эскизы плакатов и другие дидактические материалы для работы преподавателей.
Проводятся стажировки руководящих и педагогических работников, в том числе преподавателей, учебно-вспомогательного и иного персонала на ведущих предприятиях атомной отрасли, других высокотехнологичных отраслей, а также в технопарках (в том числе зарубежных).
В рамках мероприятия, касающегося разработки программ дополнительного профессионального образования для переподготовки и повышения квалификации работников атомной отрасли и других высокотехнологичных отраслей, в университете:
разрабатываются учебные программы повышения квалификации и переподготовки кадров, высвобождающихся в процессе реструктуризации атомной отрасли и других высокотехнологичных отраслей;
разрабатываются образовательные программы дополнительного профессионального образования с участием объединений работодателей для профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировок работников атомной отрасли и других высокотехнологичных отраслей;
создаются группы преподавателей для обучения специалистов атомной отрасли и других высокотехнологичных отраслей непосредственно на предприятиях;
разрабатываются в форме, готовой для публикации на бумажном носителе и в электронном виде, а затем издаются учебно-методические материалы, включая тексты лекций, учебно-методические пособия, учебно-методические материалы для практических занятий, семинаров, лабораторных работ и деловых игр, учебные видео- и аудиоматериалы, слайды, эскизы плакатов и другие дидактические материалы для работы преподавателей.
Образовательные программы дополнительного профессионального образования для атомной отрасли группируются в том числе по следующим направлениям подготовки:
современная и новая технологические платформы атомной энергетики;
перспективные высокоэффективные ядерные технологии;
современные информационно-коммуникационные технологии в ядерной сфере;
обеспечение безопасности ядерных материалов и объектов и ядерное нераспространение;
международный конкурентный анализ;
коммерциализация технологических разработок.
Для обеспечения потребности атомной отрасли в управляющих кадрах, экспертах и специалистах международного уровня по ядерному праву, экспортному контролю, вопросам ядерного нераспространения и мирного использования атомной энергии, для работы в международных организациях (Международное агентство по атомной энергии, представительства Корпорации за рубежом) специально разрабатываются рабочие программы учебных курсов, предметов и дисциплин (модулей) профессиональной переподготовки специалистов с необходимым объемом технической, специализированной правовой и языковой подготовки.
В рамках мероприятия, касающегося развития системы переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических работников, административно-хозяйственного, производственного и учебно-вспомогательного персонала университета:
реализуются программы переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических работников, административно-хозяйственного, производственного и учебно-вспомогательного персонала университета;
разрабатываются программы переподготовки и повышения квалификации в том числе по таким направлениям, как современные информационно-коммуникационные технологии в сфере образования, международное сотрудничество в образовании и международный конкурентный анализ, современные методики преподавания, включая использование мультимедийных, электронных обучающих средств и тестовых технологий;
создаются и реализуются программы переподготовки и повышения квалификации административно-хозяйственного персонала университета в том числе по таким направлениям, как управление качеством, менеджмент, экономика и финансы, современные методы и информационные технологии в управлении;
проводятся стажировки научно-педагогических работников на ведущих отраслевых предприятиях, в российских и зарубежных научных центрах, а также в технопарках.
При этом в первую очередь осуществляются переподготовка и повышение квалификации научно-педагогических и инженерно-технических работников возрастных категорий 30-39 и 40-49 лет, а также более молодых сотрудников.
Университет имеет большой опыт работы со студентами из государств - участников Содружества Независимых Государств, а также из стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки и предлагает полный спектр образовательных услуг по всем уровням подготовки, успешно конкурируя в сфере предоставления образовательных услуг с иными образовательными организациями, осуществляющими подготовку специалистов для ядерной отрасли.
В рамках мероприятия, касающегося международного сотрудничества и развития экспорта образовательных услуг:
проводятся стажировки студентов, аспирантов и докторантов университета в зарубежных образовательных учреждениях и научных центрах;
приглашаются ведущие зарубежные ученые и педагоги для разработки и чтения отдельных лекций, учебных курсов, предметов и дисциплин (модулей);
разрабатываются и публикуются учебно-методические материалы на иностранных языках, включая тексты лекций, учебно-методические пособия, учебно-методические материалы для практических занятий, семинаров, лабораторных работ и деловых игр;
проводятся всероссийские и международные конференции по вопросам образовательной деятельности и распространению лучших образовательно-научных и методических как российских, так и мировых достижений.
Университетом проводится мероприятие, касающееся профессионально-ориентационной работы со школьниками, их подготовки к поступлению в университет и формирования позитивного образа профессиональной деятельности.
Мероприятие направлено на совершенствование профессионально-ориентационной работы со школьниками, их подготовки к поступлению в университет, на повышение качества и объема научно-популярной информации о современных проблемах атомной науки и сферы высоких технологий в средствах массовой информации и сети Интернет и формирование позитивного образа профессиональной деятельности, а также на развитие престижа профессиональной деятельности и образования в структуре атомной отрасли.