Распоряжение Правительства РФ от 15 июля 2008 г. N 1016-р

1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009 - 2015 годы)".
2. Определить:
государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009 - 2015 годы)" (далее - Программа) - Минобороны России;
государственными заказчиками Программы - МВД России, ФСБ России, СВР России, ФСО России, ГУСП и Спецстрой России.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 243437,64 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Минобороны России обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В. Путин
Москва
15 июля 2008 г.
N 1016-р

Концепция федеральной целевой программы "Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009 - 2015 годы)" (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 июля 2008 г. N 1016-р)

I. Обоснование соответствия проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

Основные направления совершенствования военной организации государства, одним из которых является совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту (далее - система комплектования), определены концептуальными документами по военному строительству.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года отмечалось: "Для уверенного, спокойного решения вопросов мирной жизни мы должны найти убедительные ответы на угрозы в сфере национальной безопасности. ... Вот почему вопрос модернизации Российской армии является сейчас крайне важным, и он реально волнует российское общество. ... Считаю необходимым после перевода частей постоянной готовности на контракт разработать и с 2009 года начать осуществление программы комплектования на этих же принципах должностей сержантов, старшин, а также экипажей кораблей".
Сказанное подтверждает необходимость иметь высокопрофессиональную, оснащенную современной военной техникой армию, способную адекватно реагировать на возможные угрозы.
При этом развитие форм и способов ведения военных действий, внедрение информационных технологий в основные звенья боевого управления, вооружение и военную технику, в том числе элементов искусственного интеллекта, многократно повышают требования к военнослужащим.
Однако в связи с сокращением с 2008 года срока военной службы по призыву до 1 года подготовка высококлассных специалистов существенно осложнится.
Ключевой ролью в решении этого вопроса станет увеличение в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (далее - Вооруженные Силы Российской Федерации) количества военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Первым шагом в этом направлении является перевод военнослужащих ряда соединений и воинских частей постоянной готовности на военную службу по контракту.
В дальнейшем предполагается осуществить перевод на военную службу по контракту сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации и матросов плавсостава Военно-Морского Флота, что снизит социальную напряженность в обществе, позволит эффективно бороться с нарушениями уставных правил взаимоотношений между военнослужащими в армейской (флотской) среде.
Для решения проблемы устойчивого комплектования должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (далее - комплектование по контракту), потребуется привлечение пребывающих в запасе граждан Российской Федерации, для которых важнейшим показателем поступления на военную службу будет служить привлекательность системы денежных выплат и социальных гарантий.
Указанная система позволит сформировать устойчивый контингент профессиональных военнослужащих. Решение этого вопроса увеличит долю семейных военнослужащих, а это, по данным проведенных социологических опросов в Вооруженных Силах Российской Федерации, самая надежная категория.
Решение указанной проблемы предусматривается осуществить программно-целевым методом в рамках реализации федеральной целевой программы "Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009 - 2015 годы)" (далее - Программа).

II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Социально-экономические преобразования в стране диктуют необходимость совершенствования системы комплектования, перевода ее на качественно новый уровень, при котором обеспечивается комплектование по контракту всего плавсостава Военно-Морского Флота и младшего командного звена Вооруженных Сил Российской Федерации.
Это требует серьезной государственной поддержки и наиболее результативно может быть решено при использовании программно-целевого метода, который позволит создать условия для максимально эффективного использования финансовых и материальных ресурсов в соответствии с установленными приоритетами. В большей степени это актуально при реализации мероприятий, требующих больших затрат, направленных на создание служебного жилищного фонда.
Выделяются следующие основные преимущества решения проблемы программно-целевым методом:
комплексный подход к решению проблемы. Цели, задачи и основные направления реализации Программы позволят учесть все аспекты системы комплектования, а основные направления финансирования - определить приоритетность тех или иных мероприятий, осуществляемых в рамках Программы;
распределение полномочий и ответственности. В рамках Программы проводится четкое распределение полномочий и ответственности между участниками Программы, что позволит повысить эффективность выполнения программных мероприятий;
эффективное планирование и мониторинг результатов реализации Программы. В рамках Программы определяются показатели, которые позволят ежегодно оценивать результаты реализации тех или иных мероприятий по этапам реализации Программы.
Исходя из этого, совершенствование системы комплектования должно осуществляться последовательно в рамках Программы при обязательной увязке сроков и масштабов проводимых мероприятий, оптимально соответствовать целям и приоритетам военного строительства в Российской Федерации.

III. Характеристика и прогноз развития проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

При осуществлении комплектования по контракту без использования программно-целевого метода возникает проблемная ситуация, которая характеризуется следующим:
в ближайшее время планируется поступление в Вооруженные Силы Российской Федерации военной техники нового поколения, которая, отличаясь повышенной эффективностью, будет одновременно и значительно сложнее эксплуатируемой в настоящее время, а значит квалификация (профессиональная подготовка) эксплуатирующего эту технику личного состава должна быть повышена, что потребует дополнительных временных затрат на его обучение;
переход к военной службе по призыву сроком на 1 год означает, что личный состав после обучения в школах младших специалистов и приобретения необходимых практических навыков эксплуатации военной техники нового поколения в воинских частях будет увольняться в связи с истечением установленных законодательством сроков службы по призыву, то есть постоянно будет осуществляться обучение личного состава, а полностью обученных младших специалистов не будет.
Для примера, в Военно-Морском Флоте начиная с 2008 года матросы плавсостава будут укомплектованы военнослужащими только одного периода службы, в то время как военнослужащие другого периода службы будут находиться на обучении. В результате сменяемость матросов плавсостава будет составлять 100 процентов дважды в год. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к кораблям (судам) Военно-Морского Флота, при смене 30 процентов личного состава корабль выводится из состава сил постоянной готовности и должен пройти полную отработку курса боевой подготовки в течение полугода.
Аналогичная ситуация сложится с сержантским составом других видов Вооруженных Сил Российской Федерации.
Переход к комплектованию по контракту является единственным реальным выходом из сложившейся ситуации.
При сохранении системы смешанного способа комплектования неизбежны:
уменьшение количества военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;
дальнейшее снижение привлекательности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;
потеря специалистов, способных обеспечивать качественную эксплуатацию военной техники и выполнять поставленные задачи;
неэффективная работа по подготовке военнослужащих младшего командного звена.
Использование программно-целевого метода в таких условиях является обязательным, так как только в этом случае можно обеспечить согласованность выполняемых мероприятий по времени, приоритетности и объемам финансирования.
В целом можно сделать вывод - отказ от решения указанных проблем программно-целевым методом приведет к тому, что качество подготовки специалистов младшего командного звена будет становиться хуже, а количество военнослужащих, проходящих службу по контракту, останется на прежнем уровне или будет постепенно уменьшаться.

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах ее решения