- без покрытия - 25 кмоп - 6%.
В настоящее время трамвайный транспорт города Москвы выполняет около 15% объема перевозок, осуществляемого НГПТ. Ежедневный выпуск на линию составляет 700 трамвайных вагонов.
Важной особенностью трамвайного транспорта является возможность его работы в стесненных условиях городской застройки. 20% трамвайных маршрутов не могут быть продублированы другими видами НГПТ.
При существующей структуре трамвайной сети основным типом конструкции является классическая конструкция (шпально-щебеночное основание с верхним покрытием из мелкоразмерной песчано-бетонной плиты). Негативное влияние на скорость движения автотранспорта по трамвайным путям, расположенным в одном уровне с проезжей частью, оказывают локальные неровности пути (на расстоянии 100 метров двойного пути автотранспорту приходится преодолевать 218 поперечных швов между плитами покрытия трамвайного пути). Такое покрытие делает проезд автотранспорта по трамвайным путям некомфортным с повышенным шумовым эффектом и вибрацией.
Кроме того, трамвайный транспорт, как и любой другой вид транспорта, является источником шумовых нагрузок на окружающую среду. Одним из факторов шумового воздействия на окружающую среду является конструкция трамвайного пути, технология его ремонта и текущего содержания.
Для более эффективного решения проблемы обеспечения комфортных условий перевозок пассажиров трамвайным транспортом необходимо восстановление и модернизация трамвайных путей с применением современных технологий и покрытий.
Конструкции трамвайных путей, система ведения путевого хозяйства не всегда адекватны возрастающим динамическим нагрузкам, особенностям новых типов подвижного состава, меняющимся эксплуатационным режимам.
Эксплуатируемые в настоящее время стрелочные переводы и крестовины не отвечают современным требованиям. Разработанные в 50-е годы, они конструктивно и морально устарели. По своему техническому состоянию стрелки и крестовины существенно ограничивают скорость движения вагонов, снижают уровень безопасности и комфортности поездок.
Целевое планирование работ по ремонту и реконструкции трамвайных путей начиная с 1992 года осуществлялось в рамках выполнения постановления Правительства Москвы от 28 июля 1992 г. N 552 "Об обеспечении организации работ по капитальному ремонту трамвайных путей в 1992-1995 гг. в г. Москве с участием войсковых частей". В период с 1992 по 1996 годы выполнены работы по капитальному ремонту трамвайных путей в объеме 208,2 кмоп, в том числе силами частей железнодорожных войск - 109,2 кмоп. В 1997 году в Москве все трамвайные пути эксплуатировались в пределах межремонтных сроков.
Начиная с 1997 года финансирование работ по капитальному ремонту и реконструкции трамвайных путей осуществлялось в рамках внутренних программ из средств ГУП "Мосгортранс" в следующих объемах:
Годы | Объемы капитального ремонта и реконструкции трамвайных путей (кмоп) | Объемы затрат по капитальному ремонту и реконструкции трамвайных путей (млн. руб.) |
1997 | 13,1 | 56,9 |
1998 | 14,6 | 58,9 |
1999 | 16,1 | 83,4 |
2000 | 13,5 | 85,1 |
2001 | 9,4 | 100,5 |
2002 | 10,6 | 150,0 |
2003 | 11,0 | 172,5 |
2004 | 10,8 | 193,3 |
2005 | 6,3 | 171,2 |
2006 | 8,1 | 222,8 |
Всего: | 113,5 | 1294,6 |
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 9 июля 2003 г. N 415, от 8 августа 2003 г. N 476, от 18 ноября 2006 г. N 697) срок службы трамвайных путей составляет 15,5 лет. В соответствии с межремонтными сроками количество трамвайных путей, подлежащих восстановлению ежегодно, должно составлять 26,9 кмоп.
Недостаток финансирования повлек за собой увеличение протяженности трамвайных путей с истекшим межремонтным сроком. На 1 января 2007 г. 121 кмоп трамвайных путей требует восстановительных работ. При сохранении существующих объемов восстановительных работ количество трамвайных путей с истекшим межремонтным сроком к 2010 году составит 161 кмоп.
Эксплуатация трамвайных путей с истекшими межремонтными сроками значительно снижает все качественные показатели перевозок пассажиров трамвайным транспортом и не обеспечивает безопасность перевозок пассажиров по данным участкам пути.
Применение программно-целевого метода при разработке Программы впервые позволит увязать поставленные целевые задачи с ресурсами, необходимыми для их достижения.
Программно-целевой метод позволит сконцентрировать силы и средства на наиболее важных направлениях, более четко определить стратегию и тактику, мобилизовать финансовые и организационные ресурсы, привлечь различные источники финансирования.
Раздел II. Основные цели Программы
Основной целью Программы является:
Обеспечение:
- приоритетного развития общественного транспорта, включая трамвайный транспорт;
- комфортных условий проживания населения города Москвы в районах прохождения трамвайных путей за счет снижения уровня шума до нормативной величины (30-40 дБА) на всей маршрутной сети трамвая.
Создание:
- условий для увеличения скорости и безопасности перевозок трамвайным транспортом, восстановление и модернизация 160,7 км трамвайных путей на современном техническом уровне для возможного использования современного, низкопольного трамвайного транспорта нового поколения;
- необходимых дорожных условий для беспрепятственного движения автомобильного транспорта как на пересечениях с трамвайными путями, так и на улицах с трамвайным движением за счет укладки 5,7 км переездов с покрытием из резиновых панелей и модернизации 74,3 км трамвайных путей, расположенных в одном уровне с проезжей частью.
Социальные, экономические и экологические результаты реализации мероприятий Программы заключаются в следующем:
1. Повышение безопасности и комфорта перевозок пассажиров трамвайным транспортом.
2. Увеличение пропускной способности трамвайных путей:
- повышение средней скорости движения трамвайного транспорта на обособленном пути до 30 км/ч;
- увеличение коэффициента выпуска подвижного состава трамвая на линию до 0,78;
- средние интервалы движения в час "пик" не превысят 6-7 минут;
- наполнение салона не превысит значения 5,2 человека на 1 кв. м. свободной площади;
- сокращение средних затрат времени на поездку из жилых районов до мест приложения труда до 50-55 мин.;
- увеличение скорости и плавности движения автотранспорта по трамвайным путям, расположенным в одном уровне с проезжей частью.
3. Создание необходимых условий посадки и высадки пассажиров, в том числе маломобильных групп населения, пожилых граждан и детей, за счет строительства посадочных площадок при проведении модернизации трамвайных путей.
4. Повышение экологических параметров трамвайных путей:
- снижение уровня шума и вибрации от трамвайного транспорта на 4 дБА от нормативной величины на участках с блочной (бесшпальной) конструкцией пути протяженностью 10,5 кмоп за счет демпфирования эластомерных элементов и устройства бесстыкового пути;
- снижение уровня шума до нормативной величины на всей маршрутной сети трамвая;
- снижение вредного воздействия трамвайных путей на состояние прилегающей проезжей части дорог;
- отсутствие пыли на участках с травяным покрытием трамвайных путей;
- защита подземных инженерных коммуникаций и мостовых сооружений от блуждающих токов за счет использования резиновых изолирующих элементов, обеспечивающих полную изоляцию рельсов от основания;
- отсутствие в блочной (бесшпальной) конструкции трамвайных путей шпал со специальной пропиткой креозотом.
5. Возможность движения современных низкопольных трамваев нового поколения по всем трамвайным путям города.
6. Снижение времени аварийного простоя трамвайного транспорта.
7. Улучшение архитектурного облика городских магистралей и улиц.
Выполнение мероприятий Программы позволит к концу 2010 года полностью восстановить трамвайные пути с истекшим межремонтным сроком.
Раздел III. Задачи, которые необходимо решить для достижения целей, обозначенных в программе, с указанием сроков и этапов их реализации, индикаторы и показатели, характеризующие поэтапное решение задачи
Для достижения цели, поставленной Программой, необходимо решить следующие целевые задачи:
- повышение безопасности и комфорта перевозок пассажиров трамвайным транспортом;
- разработка и реализация мероприятий по обеспечению доступности инфраструктуры трамвайного транспорта маломобильным категориям граждан и детям;
- сокращение средних затрат времени на поездку из жилых районов до мест приложения труда и снижение уровня наполнения салонов подвижного состава;