не будут выполнены мероприятия в области развития системы авиационно-космического поиска и спасания, а также улучшения состояния метеорологического обеспечения полетов.
Создание и развитие аэронавигационной системы России с учетом государственной поддержки является 2-м вариантом решения указанной проблемы.
Этот вариант предполагает, что финансирование Программы будет осуществляться за счет собственных средств предприятий, подведомственных Федеральной аэронавигационной службе, и средств федерального бюджета в необходимом объеме. При этом ежегодное финансирование мероприятий по реализации Программы будет составлять от 9,9 млрд. рублей до 12 млрд. рублей. Представленный вариант соответствует положениям Концепции создания и развития аэронавигационной системы России, а также плану мероприятий по ее реализации и является наиболее предпочтительным. При этом будут достигнуты все цели реализации Программы и значения ее целевых показателей.
При оснащении в заданные сроки парка воздушных судов современным бортовым оборудованием будут обеспечены к 2015 году целевые требования по безопасности воздушного движения и пропускной способности воздушного пространства, которые будут соответствовать необходимому уровню. При этом также будут реализованы все запланированные проекты как в области модернизации системы организации воздушного движения, так и в области авиационно-космического поиска и спасания и метеообеспечения полетов.
Сравнительный анализ рассмотренных вариантов решения проблемы показывает, что, с точки зрения создания и развития аэронавигационной системы России, 1-й вариант является высокорискованным, так как не обеспечивается государственной финансовой поддержкой. При этом варианте возможна только частичная (менее 40 процентов) реализация мероприятий Концепции создания и развития аэронавигационной системы России. При 2-м варианте решения проблемы уровень риска является низким. Этот вариант обеспечивает достижение поставленных целей и собственно решение проблемы, поэтому является предпочтительным.
VI. Предложения, касающиеся цели и задач программы, целевых индикаторов и показателей
Целью реализации Программы является повышение безопасности полетов и эффективности использования воздушного пространства за счет модернизации Единой системы и взаимодействующих с ней систем на основе использования новых технических средств и технологий в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
внедрение перспективной структуры воздушного пространства Российской Федерации, совершенствование методов планирования и гибкого его использования в интересах всех пользователей;
модернизация и техническое перевооружение инфраструктуры аэронавигации, укрупнение центров организации воздушного движения;
внедрение перспективных наземных, бортовых и космических средств и систем аэронавигации в соответствии с Концепцией связи, навигации, наблюдения и организации воздушного движения Международной организации гражданской авиации;
создание инфраструктуры единой системы авиационно-космического поиска и спасания России и современного авиационного поисково-спасательного комплекса;
внедрение перспективных систем и технологий метеорологического обеспечения аэронавигации, включая предоставление данных в реальном времени.
Основными интегральными целевыми показателями, используемыми для мониторинга эффективности внедрения мероприятий Программы, являются следующие показатели:
снижение риска инцидентов с воздушными судами при аэронавигационном обслуживании;
повышение качества прогнозирования погоды по аэродромам;
уровень охвата территории Российской Федерации поисково-спасательным обеспечением полетов.
Показателем уровня безопасности воздушного движения является снижение риска инцидентов с воздушными судами при аэронавигационном обслуживании, представляющего собой отношение числа инцидентов, связанных с недостатками при аэронавигационном обслуживании, к налету воздушных судов, выполненному за год. Оценка риска инцидентов с воздушными судами при аэронавигационном обслуживании зависит от основных параметров аэронавигационной системы: уровней автоматизации, характеристик связи, навигации, наблюдения, характеристик используемого воздушного пространства, суммарных интенсивностей потоков воздушных судов, их распределения по воздушным трассам и маршрутам спрямления и тактических характеристик обслуживания (минимумов эшелонирования на этапах текущего планирования и непосредственного управления).
Расчет риска инцидентов с воздушными судами при аэронавигационном обслуживании выполняется в соответствии с методическими рекомендациями по определению и расчету показателя безопасности воздушного движения, которые приведены в приложении N 1. Согласно этим методическим рекомендациям критерием достижения цели реализации Программы предполагается повышение безопасности воздушного движения, обусловленное снижением риска инцидентов с воздушными судами при аэронавигационном обслуживании, в прогнозируемый период времени. При отсутствии централизованных вложений в аэронавигационную систему и финансирования отдельных мероприятий по ее поддержанию за счет внебюджетных средств будет наблюдаться увеличение риска инцидентов с воздушными судами при аэронавигационном обслуживании и, соответственно, снижение уровня безопасности воздушного движения. И наоборот, планомерное финансирование и реализация мероприятий Программы приведет к росту безопасности воздушного движения в аэронавигационной системе.
Экономическим показателем работы воздушного транспорта является количество задержанных и прерванных полетов воздушных судов, причиной которых зачастую являются фактические и прогнозируемые метеорологические условия, особенно неоправдавшиеся прогнозы погоды по аэродрому планируемой посадки воздушного судна. В настоящее время количество прерванных рейсов по причине неоправдавшихся прогнозов погоды по аэродромам назначения воздушных судов остается достаточно высоким.
Оправдываемость прогнозов по аэродромам зависит в первую очередь от степени оснащения авиаметподразделений современными техническими средствами и состояния внедрения технологий авиационного метеорологического прогнозирования, отвечающих современным требованиям. С повышением качества прогнозирования и, соответственно, повышением оправдываемости прогнозов по аэродромам сократится количество возвратов воздушных судов и их посадок на запасных аэродромах.
Методические рекомендации по расчету снижения числа прерванных полетов воздушных судов по причине неоправдавшихся прогнозов погоды по аэродромам приведены в приложении N 2.
Уровень охвата территории Российской Федерации поисково-спасательным обеспечением полетов определяется как отношение количества поисково-спасательных воздушных судов (со спасателями на борту), находящихся на круглосуточном дежурстве, к количеству дежурных воздушных судов, необходимому для прикрытия территории страны до 100 процентов. Необходимое количество дежурных поисково-спасательных воздушных судов определяется с учетом их тактико-технических характеристик и оптимального размещения по всей территории страны.
Методические рекомендации по расчету степени охвата территории Российской Федерации поисково-спасательными силами приведены в приложении N 3.
Наряду с интегральными целевыми показателями при создании и развитии аэронавигационной системы планируется использовать целевые показатели, основанные на количественных оценках выполнения мероприятий Программы.
Динамика изменения целевых показателей Программы приведена в приложении N 4.
VII. Предложения по объемам и источникам финансирования программы
Ресурсное обеспечение мероприятий Программы предусматривает смешанную схему инвестирования с привлечением средств федерального бюджета и внебюджетных средств.
Общий объем финансирования мероприятий Программы составит 81541,3 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 59829,3 млн. рублей;
за счет внебюджетных источников - 21712 млн. рублей.
Основными источниками внебюджетных средств являются финансовые средства, поступающие в виде аэронавигационных сборов.
Привлечение заемных средств для реализации Программы не планируется, так как это связано с высокими финансовыми рисками.
Капитальные вложения по Программе составят более 96,7 процента всех затрат и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - около 3,3 процента.
Реализация мероприятий Программы предусматривается за счет средств федерального бюджета - 73,4 процента и за счет внебюджетных источников (сборов за аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства и компенсационных платежей) - 26,6 процента.
Расходы на модернизацию бортового аэронавигационного оборудования предусматриваются за счет финансовых средств авиакомпаний в соответствии с установленными в Программе объемами и сроками внедрения новой техники и технологий, а также с учетом обеспечения приоритета снижения эксплуатационных расходов пользователей воздушного пространства Российской Федерации.
Объемы и источники финансирования Программы за счет средств федерального бюджета и внебюджетных средств приведены в приложении N 5.
Объемы финансирования по модернизации системы организации воздушного движения, развитию метеорологического обеспечения аэронавигации и развитию единой системы авиационно-космического поиска и спасания России приведены соответственно в приложениях N 6 - 8.
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого 2-го варианта решения проблемы
Проведенные при разработке настоящей Концепции исследования позволяют оценить ожидаемые результаты реализации Программы к 2015 году, которые включают в себя:
а) создание и обеспечение эффективного функционирования аэронавигационной системы с целью:
повышения эффективности использования воздушного пространства в интересах всех его пользователей;
повышения эффективности проведения единой технической политики и создания условий для внедрения принципиально новой техники и технологий, включая спутниковые системы;
обеспечения решения задач обороноспособности страны, контроля ее воздушного пространства, а также готовности к функционированию системы в военное время;
реализации комплекса мер по пресечению терроризма в области аэронавигации;
б) обеспечение перехода от традиционных к перспективным наземным, бортовым и спутниковым средствам и системам, соответствующим Концепции связи, навигации, наблюдения и организации воздушного движения Международной организации гражданской авиации, а также стратегии развития метеорологического обеспечения аэронавигации, разработанной в рамках Глобальной эксплуатационной концепции организации воздушного движения Международной организации гражданской авиации;
в) создание технической базы для интеграции аэронавигационной системы России в единую региональную европейскую аэронавигационную систему;
г) широкое внедрение метода автоматического зависимого наблюдения, линий передачи данных "земля - борт - земля", сокращенных минимумов вертикального эшелонирования, метода 3-мерной зональной навигации прецизионной точности на маршруте и в районе аэродрома, процедур посадки воздушных судов по I и II категориям стандартов Международной организации гражданской авиации на базе спутниковых систем с функциональными дополнениями и методов полета по свободным маршрутам, а также обеспечение возможности корректировки плана полета в процессе его выполнения и делегирование ответственности за эшелонирование в отдельных случаях экипажам воздушных судов;
д) внедрение в оперативную практику метеорологического обеспечения аэронавигации автоматизированных и автоматических систем наблюдения, сбора, обработки, хранения и распространения метеорологической информации (включая бортовую погоду), совместимых по эксплуатационным характеристикам с техническими средствами и системами аэронавигации;
е) развитие метеорологической автоматизированной радиолокационной сети на базе доплеровских метеорологических радиолокаторов и метеорологических автоматизированных радиолокационных комплексов;