При переводе курсанта в другое военно-учебное заведение, а также при отчислении из вуза зачетная книжка у него отбирается, а взамен нее выдается академическая справка. В вузе, в который переведен (восстановлен) курсант, ему оформляется новая зачетная книжка. Оценки (отметки) по ранее сданным экзаменам и зачетам в новую зачетную книжку заносятся на основании выданной курсанту академической справки и заверяются подписью заместителя начальника вуза по учебной работе (начальника учебного отдела). Академическая справка подшивается к учебной карточке курсанта.
В зачетной книжке делается отметка о переводе на следующий курс, а в конце обучения - о допуске к сдаче экзаменов на итоговой государственной аттестации.
75. Учебная карточка курсанта ведется учебным отделом военно-учебного заведения. В нее вносятся из экзаменационной ведомости (экзаменационных листов) все оценки, полученные курсантом на экзаменах или зачетах (кроме зачетов при текущем контроле).
Исправления в карточках должны быть оговорены и заверены подписью заместителя начальника вуза по учебной работе (начальником учебного отдела). Карточки хранятся в военно-учебном заведении постоянно.
76. Сводные данные о результатах экзаменационных сессий составляются учебным отделом вуза на каждую учебную группу (взвод) за весь срок обучения курсантов. Уничтожаются сводные данные о результатах экзаменационных сессий после выпуска курсантов из военно-учебного заведения.
III. Морально-психологическое обеспечение образовательного процесса
77. Морально-психологическое обеспечение является одним из основных видов обеспечения образовательного процесса в военно-учебных заведениях внутренних войск МВД России и представляет собой комплекс мероприятий, согласованных по целям, задачам, последовательности их выполнения, привлекаемым силам и средствам, проводимых начальниками высших военно-учебных заведений, их заместителями, органами по работе с личным составом, командирами подразделений по формированию морально-психологического состояния курсантов, необходимого для успешного выполнения поставленных задач.
Морально-психологическое обеспечение образовательного процесса включает:
воспитательную работу;
социально-психологическую работу;
социально-правовую работу;
организационную работу по укреплению воинской дисциплины;
информационное обеспечение и культурно-досуговую работу.
Воспитательная работа представляет систему целенаправленных согласованных мероприятий, осуществляемых начальниками (командирами подразделений) военно-учебных заведений внутренних войск МВД России, органами по работе с личным составом, войсковой общественности, в целях формирования и развития у курсантов государственно-патриотического сознания, верности России, конституционному долгу, гордости за принадлежность к внутренним войскам, их офицерскому корпусу, морально-психологических, боевых и военно-профессиональных качеств, необходимых обучающимся как офицерам и военным специалистам, навыков проведения воспитательной работы с личным составом; дисциплинированности, исполнительности, чувства воинского долга, офицерской чести и достоинства, добросовестного отношения к учебе и стремления в совершенстве овладеть избранной специальностью.
Воспитательная работа осуществляется в системе морально-психологического обеспечения образовательного процесса по направлениям: военно-профессиональное, государственно-патриотическое, духовно-нравственное, правовое, эстетическое, физическое воспитание курсантов и является основным направлением морально-психологического обеспечения образовательного процесса.
Эффективность воспитательной работы достигается поддержанием в вузах образцовой воинской дисциплины и внутреннего порядка, высокой степенью организации службы войск, созданием условий для успешной учебы, жизни и быта курсантов, всесторонним информационным обеспечением и культурно-досуговым обслуживанием обучающихся, а также сочетанием высокой требовательности к ним с уважением личного достоинства, прав и убеждений.
78. Воспитание курсантов базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, героической истории и традициях Российской армии и внутренних войск. Ведущей формой воспитания является систематическая и целенаправленная индивидуальная воспитательная работа.
В воспитательной работе с курсантами участвуют все должностные лица вуза. Преподавательский состав обеспечивает решение воспитательных задач, прежде всего личной примерностью в ходе образовательного процесса и повседневной военной службы, высокой дисциплинированностью и требовательностью к себе и обучающимся, привитием им в ходе решения учебных задач практических навыков воспитательной работы с будущими подчиненными, а также участием в проведении мероприятий воспитательного характера.
Кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин наряду с проведением воспитательной работы с курсантами в процессе обучения осуществляют научно-методическое обеспечение процесса воспитания, выполняют функции научно-методических центров воспитательной работы.
На них возлагается:
проведение исследований, связанных с оптимизацией условий и повышением качества воспитательной работы с курсантами;
участие в работе по привитию курсантам методических навыков воспитательной работы;
участие в обучении постоянного состава практике воспитательной работы, в подготовке межкафедральных и межвузовских мероприятий по проблемам гуманитарного образования и воспитания военных кадров.
Центрами повседневной воспитательной работы с курсантами являются подразделения курсантов. Командиры подразделений курсантов и их заместители по работе с личным составом непосредственно организуют воспитательную работу и осуществляют:
разработку плана морально-психологического обеспечения факультета (батальона) на основе комплексного плана морально-психологического обеспечения образовательного процесса на учебный год;
проведение индивидуальной воспитательной работы с обучающимися с учетом их способностей, склонностей и увлечений;
взаимодействие по вопросам воспитания с отделом по работе с личным составом, кафедрами, группой профессионального психологического отбора вуза.
79. Морально-психологическое обеспечение в военно-учебных заведениях внутренних войск МВД России организуется и проводится под руководством его начальника в соответствии с требованиями общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, приказов и директив Министра внутренних дел Российской федерации, главнокомандующего внутренними войсками МВД России, указаний и рекомендаций управления по воспитательной работе Главного командования внутренних войск МВД России и настоящим Положением.
Непосредственная организация и проведение мероприятий по направлениям морально-психологического обеспечения образовательного процесса возлагаются на заместителя начальника военно-учебного заведения по работе с личным составом и отдел по работе с личным составом.
80. Отдел по работе с личным составом:
разрабатывает комплексный план морально-психологического обеспечения образовательного процесса, графики контроля и участия командования, офицеров управления, научно-педагогического состава в воспитательной работе с личным составом;
организует обучение командиров (начальников) подразделений и их заместителей методике и практике воспитательной работы в ходе совещаний, инструктивно-методических занятий, командирской и общественно-государственной подготовки; руководство культурно-досуговой работой и обучением войскового актива;
изучает морально-психологическое состояние, настроения, нужды и запросы различных категорий и групп военнослужащих;
координирует работу нештатного информационно-воспитательного совета военного института;
подводит итоги воспитательной работы, обобщает и распространяет передовой опыт; разрабатывает актуальную тематику исследований по повышению эффективности воспитательной работы и определяет задачи кафедрам по их проведению;
руководит процессом привития курсантам умений и навыков организации и проведения воспитательной работы;
участвует в проведении анализа отзывов из войск о работе выпускников по воспитанию подчиненных. Результаты анализа используются для корректировки процесса воспитания;
оказывает помощь командирам и их заместителям по работе с личным составом в изучении личностных качеств подчиненных, подбору форм, методов и средств психолого-педагогического воздействия на личность;
проводит другие мероприятия, направленные на повышение эффективности воспитательной работы в вузе.
81. Планирование морально-психологического обеспечения образовательного процесса осуществляется: в вузе на весь период обучения, год, квартал (при необходимости - на месяц); на факультетах, кафедрах, в батальонах - на учебный год и месяц; в батальоне обеспечения учебного процесса - на месяц (по направлениям); в ротах - на месяц (по дням); на кафедрах, в отделах и службах (кроме отдела по работе с личным составом) включается самостоятельным разделом в планы работы соответствующих структурных подразделений.
Выписка из текущих планов, включающая воспитательные мероприятия, проводимые с курсантами в масштабе вуза, батальона (факультета), роты (курса) составляется командиром подразделения курсантов на месяц и вывешивается в казарме (общежитии) на доске информации.
82. Итоги воспитательной работы, состояния правопорядка и воинской дисциплины подводятся: в вузе - за учебный год и семестр, (при необходимости - ежеквартально), на кафедрах - ежемесячно и за семестр, в отделах и службах - ежемесячно, в батальонах (факультетах) - ежемесячно и за семестр, в ротах и на курсах - ежемесячно, во взводах (группах) - 2 раза в неделю, в отделениях - еженедельно.
Ученый совет вуза не реже одного раза в семестр анализирует состояние воспитательной работы и воинской дисциплины, вырабатывает предложения начальнику вуза, командирам подразделений, их заместителям по работе с личным составом, начальникам кафедр, отделов и служб по ее совершенствованию, координирует научно-методическую работу, проводимую в интересах воспитания личного состава.
Все виды материалов итогов воспитательной работы, состояния правопорядка и воинской дисциплины хранятся в подразделениях курсантов, отделе по работе с личным составом вуза в течение всего периода обучения курсантов в военно-учебном заведении.
IV. Методическая работа
83. Методическая работа в военно-учебном заведении является составной частью образовательного процесса и имеет целью совершенствование методики, повышение эффективности, качества проведения всех видов учебных занятий, повышение профессионального уровня руководящего, научно-педагогического состава и командиров подразделений курсантов.
Центром методической работы является кафедра.
84. Методическая работа включает:
разработку учебно-методических материалов, необходимых для проведения и методического обеспечения всех видов учебных занятий и воспитательной работы;
повышение педагогического мастерства руководящего, научно-педагогического состава и профессионального уровня командиров подразделений курсантов (организация и проведение учебно-методических сборов, совещаний, научно-методических конференций, семинаров и методических занятий);