организацию и проведение контроля учебных занятий;
проведение педагогических (методических) экспериментов и внедрение их результатов в образовательный процесс;
рассмотрение вопросов методики обучения и воспитания на заседаниях ученых советов, кафедр и предметно-методических комиссий.
85. Учебно-методические (методические) сборы в военно-учебном заведении проводятся перед началом или в начале учебного года (семестра). На сборах подводятся итоги работы за предшествующий период обучения, вырабатываются единые взгляды по вопросам учебной, воспитательной и методической работы; проводятся методические занятия, организуется чтение лекций; даются указания по реализации в образовательном процессе новых требований руководящих документов и опыта войск.
План проведения учебно-методического (методического) сбора согласовывается с Главным командованием внутренних войск МВД России и утверждается начальником военно-учебного заведения за две недели до его начала. Все виды материалов сборов хранятся в учебном отделе вуза в течение пяти лет.
Межвузовские сборы руководящего состава высших военно-учебных заведений, начальников кафедр и преподавателей по отдельным учебным дисциплинам (группам учебных дисциплин, курсам), командиров подразделений курсантов могут проводиться по планам Главного командования внутренних войск МВД России.
86. Методические совещания проводятся в целях решения конкретных вопросов образовательного процесса: методики проведения учений, военных игр, комплексных учебных занятий, обеспечения взаимосвязи смежных учебных дисциплин и других. Они организуются и проводятся на факультетах, кафедрах, в батальонах курсантов. Совместные совещания нескольких кафедр (межкафедральные совещания) организуются и проводятся начальником военно-учебного заведения, его заместителями, начальником или заместителем начальника учебного отдела, начальником одной из кафедр.
87. Научно-методические конференции и семинары проводятся в военно-учебных заведениях, на факультетах и кафедрах с рассмотрением на них результатов научных исследований по проблемам военного образования, путей дальнейшего совершенствования подготовки офицеров, вопросов внедрения новых технологий, методов и средств обучения и других. Научно-методические конференции могут вырабатывать рекомендации, утверждаемые начальниками, по решению которых они проводились.
88. Методические занятия (инструкторско-методические, показные, открытые, пробные) проводятся по планам военно-учебного заведения, факультета, кафедры и батальона курсантов.
Инструкторско-методические занятия организуются по наиболее важным и сложным темам учебной программы в целях отработки единой организации и методики проведения занятий, освоения новых, более эффективных методических приемов. Они проводятся руководящим составом военно-учебного заведения (факультета), начальниками кафедр, наиболее опытными преподавателями и командирами подразделений курсантов.
Показные занятия проводятся лучшими методистами с целью показать образцовую организацию и методику проведения занятий, в том числе с использованием новых технологий обучения. Показные занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий, на них приглашаются преподаватели и командиры подразделений курсантов.
Открытые занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий в целях обмена опытом, оказания помощи преподавателям и командирам подразделений курсантов в организации занятий и методике их проведения.
Пробные занятия проводятся в целях определения подготовленности преподавателя и допуска его к самостоятельному проведению занятий с курсантами, а также рассмотрения организации и методики проведения занятий по новым темам (вопросам), определения целесообразности использования новых технологий и методов обучения. Пробные занятия проводятся по решению начальника кафедры, как правило, без курсантов, только перед преподавателями и командирами подразделений курсантов.
Показные, открытые и пробные занятия обсуждаются на заседаниях кафедры (предметно-методической комиссии) или того коллектива преподавателей и командиров подразделений курсантов, которые присутствовали на занятии. Анализ проведенного открытого занятия и его оценка заносится в журнал контроля учебных занятий.
89. Педагогические (методические) эксперименты организуются по решению ученого совета военно-учебного заведения (факультета) в целях практической проверки рекомендаций по результатам научных исследований в области военного образования, внедрения в образовательный процесс новых технологий обучения, достижений педагогической науки и практики. Результаты экспериментов рассматриваются на кафедре или на заседании ученого совета военно-учебного заведения (факультета).
Все виды учебно-методических материалов хранятся на кафедре (в учебном отделе вуза) в течение пяти лет.
90. На заседаниях кафедры обсуждаются вопросы совершенствования структуры и содержания учебных дисциплин, методики проведения и материально-технического обеспечения учебных занятий, самостоятельной и воспитательной работы с курсантами, подготовки научно-педагогических и научных кадров, повышения квалификации личного состава кафедры, выполнения научных работ и педагогических (методических) экспериментов, результаты контроля учебных занятий, другие вопросы.
Решения принимаются простым большинством голосов, протоколы заседаний с принятыми решениями подписываются начальником кафедры. Заседания кафедры должны проводиться не реже одного раза в месяц.
91. На кафедре (на факультете, в военно-учебном заведении) по отдельным учебным дисциплинам (группам учебных дисциплин, курсам) создаются предметно-методические комиссии. В их состав включаются преподаватели, ведущие учебную работу по соответствующим дисциплинам (курсам), могут включаться преподаватели смежных учебных дисциплин и представители руководящего состава военно-учебного заведения, войск.
По общевоинским уставам, строевой и физической подготовке в военно-учебном заведении создается предметно-методическая комиссия (подкомиссия), возглавляемая заместителем начальника военно-учебного заведения в составе командиров подразделений курсантов.
Председатель предметно-методической комиссии избирается составом комиссии и утверждается приказом начальника военно-учебного заведения.
На заседаниях предметно-методических комиссий (подкомиссий) обсуждаются учебно-методические материалы, принимаются рекомендации по содержанию и методике обучения. Рекомендации и решения предметно-методической комиссии (подкомиссии) отражаются в журнале работы комиссии и подписываются ее председателем. Протоколы заседаний и журнал работы комиссии передаются и хранятся у председателя предметно-методической комиссии (подкомиссии) в течение пяти лет.
92. Для изучения, обобщения и распространения передового опыта обучения и воспитания курсантов, оказания помощи преподавателям в повышении их педагогической квалификации в высшем военно-учебном заведении создается методический кабинет.
Методический кабинет ежемесячно планирует и организует проведение лекций, докладов, научных сообщений и консультаций по вопросам обучения и воспитания, обеспечивает накопление научно-методических материалов, ведет библиографию, организует выпуск методических сборников (бюллетеней), выставки педагогической и методической литературы. На базе методического кабинета организуются и проводятся показные и инструкторско-методические занятия, а также занятия с начинающими преподавателями и заседания межкафедральных предметно-методических комиссий.
93. Методическую работу в военно-учебном заведении организует учебный отдел, который разрабатывает план методической работы на учебный год, организует и контролирует его выполнение.
План методической работы военно-учебного заведения на учебный год определяет основные задачи методической работы и конкретные мероприятия по выполнению этих задач с указанием ответственных лиц и времени проведения. В нем предусматривается проведение методических сборов, совещаний, научно-методических конференций и семинаров, межкафедральных методических совещаний, лекций, докладов и других мероприятий по методическим вопросам.
Мероприятия годового плана методической работы должны быть согласованы по целям, содержанию и срокам проведения с мероприятиями по обучению и воспитанию курсантов, подготовке профессорско-преподавательского состава. План методической работы военно-учебного заведения подписывается заместителем начальника вуза по учебной работе (начальником учебного отдела) и утверждается начальником военно-учебного заведения.
Мероприятия годового плана методической работы, сроки их проведения ежемесячно уточняются и включаются в план-календарь основных мероприятий военно-учебного заведения, разрабатываемый на месяц.
94. Методическая работа на кафедрах (факультетах) и в батальонах курсантов включается самостоятельным разделом в планы работы соответствующих структурных подразделений на учебный год и на месяц.
В разделе методической работы годового плана кафедры предусматриваются: участие профессорско-преподавательского состава кафедры в общевузовских и межкафедральных методических мероприятиях; проведение методических семинаров, совещаний, заседаний кафедры, предметно-методических комиссий, научных сообщений, лекций и докладов по методике обучения и воспитания, инструкторско-методических показных, открытых, пробных занятий; разработка и обсуждение проектов учебников и учебных пособий, текстов лекций, учебных задач и других учебно-методических материалов.
В разделе методической работы годового плана факультета (батальона курсантов) предусматривается участие его командования в подготовке и проведении общевузовских методических мероприятий, отражаются конкретные мероприятия: заседания совета факультета по методическим вопросам, проведение межкафедральных методических семинаров и совещаний, инструкторско-методических, показных, открытых и пробных занятий, научно-методических совещаний, рассмотрение итогов успеваемости курсантов и другие методические мероприятия. В нем устанавливаются также сроки разработки и обсуждения учебно-методических материалов, отражается содержание работы методических комиссий факультета.
Направленность, содержание и сроки проведения методических мероприятий кафедр (факультетов) дополняются и уточняются при составлении месячных планов.
Учет выполнения методических мероприятий на кафедрах (факультетах, в батальонах курсантов) ведется путем отметки в месячных планах работы, оформлением протоколов заседаний кафедры и записей в журналах работы предметно-методических комиссий.
Все виды материалов методической работы хранятся в учебном отделе вуза, на кафедре (факультете) и подразделениях курсантов в течение пяти лет или всего периода обучения курсантов в вузе.
V. Контроль образовательного процесса
95. Контроль проводится с целью получения объективной информации о качественном состоянии образовательного процесса для оперативного принятия мер по его совершенствованию. Контроль должен быть целенаправленным, систематическим, объективным и охватывать все направления образовательного процесса, выявлять недостатки и положительные стороны, сочетаться с оказанием практической помощи и решать главную задачу - повышение качества обучения и воспитания курсантов. Контроль образовательного процесса в военно-учебном заведении включает:
контроль учебных занятий и самостоятельной работы курсантов;
всестороннюю проверку кафедр, факультетов и батальонов курсантов.
96. Контроль учебных занятий и самостоятельной работы в вузе организуется и проводится начальником военно-учебного заведения. Он осуществляется его заместителями, начальником или заместителем начальника учебного отдела вуза, а также офицерами учебного отдела по плану контроля, разрабатываемому учебным отделом на месяц, подписанному заместителем начальника вуза по учебной работе (начальником учебного отдела) и утверждаемому начальником военно-учебного заведения.
По планам факультетов, кафедр, батальонов курсантов проводится контроль учебных занятий и самостоятельной работы начальниками факультетов, начальниками кафедр и их заместителями, профессорами, доцентами и старшими преподавателями, командирами батальонов, рот курсантов в целях определения и оценки содержания, организации и методического уровня проведения занятия, степени достижения учебных и воспитательных целей и подготовленности лица, проводящего занятие.
Контроль может быть как плановым, так и внезапным. Организация контроля должна обеспечивать проверку занятий, проводимых доцентами, старшими преподавателями, преподавателями и командирами курсантских взводов, рот, не реже двух раз в семестр, а занятий, проводимых начальниками кафедр и их заместителями, профессорами и командирами батальонов курсантов, - не реже одного раза в семестр.
Учебные занятия, проводимые начальниками кафедр и их заместителями, профессорами и командирами батальонов курсантов контролируются начальником военно-учебного заведения, его заместителями, начальником учебного отдела вуза и начальниками факультетов.
При контроле занятий устанавливаются:
соответствие учебного занятия учебной программе, тематическому плану и расписанию;
научный и методический уровень занятия, решение воспитательных целей в процессе обучения;
эффективность использования учебного времени;
внедрение в образовательный процесс опыта служебно-боевой деятельности войск, современных локальных войн и конфликтов, новейших достижений науки и техники;
качество усвоения учебного материала курсантами;
привитие на практических занятиях курсантам командных и методических навыков, создание условий для самостоятельного выполнения каждым курсантом полного объема предусмотренных практических (лабораторных) работ;
полнота обеспечения занятия необходимой учебно-материальной базой, ее подготовленность и эффективность использования;