Научно-технические мероприятия
Наиболее актуальным направлением НИОКР является разработка минимального комплекта отечественного оборудования из 15 наименований, охватывающего основные циклы технологических процессов: подготовка форм, печать, фальцовка, брошюровочно-переплетные процессы.
Затраты средств здесь наиболее значительны - 17,36 млрд. руб. на четыре года. Но и эффективность вложений весьма высока. За счет более низкой цены проектируемого оборудования по сравнению с зарубежными аналогами и повышения производительности труда при работе на новом оборудовании конечный экономический эффект составит 1528 млрд. руб. К нему следует добавить и весомый социальный эффект: будет обеспечено 15,4 тыс. новых рабочих мест (приложение 6).
Среднегодовая потребность в средствах на НИОКР на этом направлении с учетом работ по модернизации ряда отечественных технологий и полиграфических материалов составит 7,5 млрд. руб. Взамен отечественная полиграфия получит возможность к 2000 году стать практически независимой от импорта, что послужит укреплению экономической безопасности России в целом.
Предполагаемая доля внебюджетных источников финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ превышает удельный вес затрат, обеспечиваемых за счет федерального бюджета, и составляет 50,7 процента.
Подключение к разработке и производству полиграфического оборудования машиностроительных предприятий оборонного комплекса
В соответствии с протоколом от 20 февраля 1995 г. представителями Роскоммаша, Госкомоборонпрома и Роскомпечати определены и согласованы перечень и объем первоочередных НИОКР по созданию современного отечественного оборудования (первый этап). Помимо заводов, выпускающих продукцию гражданского профиля, в него включен ряд предприятий оборонного комплекса: Ульяновский завод точного станкостроения (АО "Профиль"); Нижегородский завод точного машиностроения; ОКБ "Радуга" в г. Санкт-Петербурге. Есть опыт взаимодействия и сотрудничества с предприятиями ВПК в гг. Москве, Саратове, Туле. Круг таких предприятий на будущее должен быть расширен. Учитывая, что затраты на подготовку и освоение нового оборудования, по предварительным расчетам, составят на предстоящие три года не менее 18 млрд. руб. в год, указанные мероприятия должны быть включены в федеральную программу "Конверсия".
Организация лизинга полиграфического оборудования
Учитывая, что полиграфическое оборудование относится к разряду дорогостоящего (цена крупной печатной машины или линии по изготовлению книг может превышать 10 млрд. руб.), возникает настоятельная необходимость продажи его в рассрочку. Подобная практика начинает уже применяться при продаже жилья и автомобилей. Актуальность данной проблемы при осуществлении структурной перестройки производства подтверждается постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности", утвердившим временное положение о лизинге. В III квартале 1995 года предписывается утвердить типовой устав лизинговой компании, примерный договор на проведение лизинговых операций, а также методику расчета платежей по операциям лизинга. Постановлением предусматривается государственная поддержка создаваемых лизинговых компаний.
На основе указанных документов Роскомпечать намерен внести в Правительство Российской Федерации предложение по созданию государственной лизинговой компании полиграфического оборудования, способной осуществить в течение 1996-2000 годов лизинговые операции в объеме 300 млрд. руб. для реализации значительной доли предлагаемых инвестиционных программ. При этом предполагается участие государства в формировании стартового капитала компании.
Защита внутреннего рынка полиграфических услуг
С целью сохранения рабочих мест на отечественных полиграфических предприятиях, что является, на взгляд Роскомпечати, одной из приоритетных задач государства в кризисный период развития экономики, следует отменить необоснованные льготы на ввоз печатной продукции на русском языке в виде книг, журналов и газет (коды по ТН ВЭД 490191100, 490199100, 490210100, 490290100), издаваемых за рубежом по заказам российских издающих организаций. Это не противоречит идее и смыслу Соглашения о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера от 22 ноября 1950 года и Протокола к нему от 26 ноября 1976 года, к которому Российская Федерация присоединилась в 1994 году, так как в рассматриваемом случае речь идет не о культурном и информационном обмене, а об импорте полиграфических услуг.
Подпрограмма "Книгоиздание в России"
Основная цель подпрограммы - обеспечение долговременных потребностей Российской Федерации в конкретных видах социально значимой литературы.
Подпрограмма разрабатывается во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации от 13 января 1995 года "О разработке Федеральной программы книгоиздания в России".
Формирование, размещение и реализацию подпрограммы осуществляет Роскомпечать, который является государственным заказчиком.
Роскомпечать как государственный заказчик имеет все права и несет ответственность за выполнение подпрограммы.
Предложения для включения изданий в подпрограмму представляются издающими организациями Российской Федерации в пределах квот, выделенных под конкретные виды литературы государственным заказчиком, и рассматриваются на конкурсной основе общественной экспертной комиссией и общественным экспертным советом при Роскомпечати в установленные сроки. Перечень наименований книжных изданий утверждается Роскомпечатью.
Показатели подпрограммы составляются на основе статистического анализа выпуска книжной продукции в России за предшествующий период, изучения общественных потребностей и конъюнктуры рынка, с учетом выявленных проблем и тенденций развития отечественного книгоиздания.
Подпрограмма составляется на год и утверждается Правительством Российской Федерации. В дополнение к ней составляются президентские программы по книгоизданию, разработка которых осуществляется Роскомпечатью совместно с Центром президентских программ Администрации Президента Российской Федерации. При необходимости в подпрограмму могут быть включены межрегиональные целевые программы книгоиздания.
Подпрограмма "Большая российская энциклопедия"
Основная цель подпрограммы - выпуск уникального энциклопедического многотомного издания, посвященного России
Подпрограмма разрабатывается во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации от 13 января 1995 года "О разработке Федеральной программы книгоиздания в России".
Подпрограмма осуществляется при непосредственном участии Роскомпечати, Центра президентских программ Администрации Президента Российской Федерации, Государственного научного издательства "Большая Российская энциклопедия".
Система программных мероприятий включает в себя научно-методическое и организационное обеспечение выпуска энциклопедии.
Мероприятия подпрограммы "Поддержка государственной полиграфии"
N п/п | Наименование мероприятий | Сроки выполнения | Объем финансирования (млрд.руб.) | Головной исполнитель | Ожидаемый эффект от проведения программных мероприятий |
1. | Завершение строительства объектов с высокой степенью технической готовности и технологическое дооснащение важнейших объектов производства | 1996 - 1999 гг. | 357,48в т.ч. из федерального бюджета 168,23 | Подрядные организации строительного комплекса | Выход на производственные мощности 9,6 млрд. краско-оттисков, инженерное обеспечение функционирования предприятий. Выпуск 80 тыс. офсетных пластин ежегодно. Ввод в эксплуатацию 47,3 тыс. кв. м площадей Дома книги (Российская книжная палата) |
2. | Завершение перехода на офсетную печать издательско-полиграфических комплексов, обеспечивающих децентрализованный выпуск общероссийских газет | 1996 - 1999 гг. | 276,80 | Издательско-полиграфические комплексы | Обеспечение функционирования единого информационного пространства в сфере печатных средств массовой информации. Переход на прогрессивные технологии. Оздоровление условий труда. Снижение экологической нагрузки на окружающую среду |
3. | Организация централизованной печати районных и городских газет на основе создания пунктов централизации и их оснащения офсетной печатной техникой | 1996 - 1998 гг. | 48,15 | Органы государственного управления субъектов Российской Федерации, полиграфические предприятия | Повышение качества и оперативности выпуска печатных изданий. Создание 118 пунктов централизованной печати. Переход на прогрессивные технологии. Оздоровление условий труда. Снижение экологической нагрузки на окружающую среду |
4. | Техническое перевооружение предприятий, не вошедших в инвестиционные программы | 1996 - 1999 гг. | 81,97 | Полиграфические предприятия | Переход на прогрессивную технологию, замена оборудования, выслужившего свой срок |
5. | Разработка минимального комплекта основного технологического оборудования для полиграфического производства | 1996 - 1998 гг. | 17,36в т.ч. из федерального бюджета 14,8 | Проектно-конструкторские организации; машиностроительные предприятия | Конструкторская документация на 15 единиц оборудования. Преодоление зависимости от импорта оборудования. Модернизация парка оборудования полиграфических предприятий |
6. | Модернизация отечественных технологий и полиграфических материалов | 1996 - 1999 гг. | 12,64 | Научно-исследовательские организации | Преодоление зависимости от импорта технологий и материалов. Внедрение на полиграфических предприятиях прогрессивных технологий и материалов |
Мероприятия подпрограммы "Книгоиздание в России"
N п/п | Наименование мероприятий | Сроки выполнения | Объем финансирования (млрд.руб.) | Головной исполнитель | Ожидаемый эффект от проведения программных мероприятий |
1. | Ежегодное формирование портфеля изданий, выпускаемых в пределах подпрограммы | 1996-2001 гг. (ежегодно) | - | Роскомпечать | Формирование общенационального книжного ассортимента |
2. | Выпуск изданий, включенных в состав подпрограмм | 1996 г.1997 г.1998 г.1999 г.2000 г.2001 г. | 56,78317,1322,0326,9334,1339,3 | Издательства и издающие организации | Выход в свет изданий социально значимой литературы |
Мероприятия подпрограммы "Большая российская энциклопедия"
N п/п | Наименование мероприятий | Сроки выполнения | Объем финансирования (млрд.руб.) | Головной исполнитель | Ожидаемый эффект от проведения программных мероприятий |
1. | Организационное обеспечение выпуска "Большой российской энциклопедии" | 1996 г. | 2,85(бюджетное финансирование) | Государственное научное издательство "Большая Российская энциклопедия" | Редакционная подготовка первого тома. Проведение рекламной и подписной кампании. Выбор предприятий - исполнителей заказа |
2. | Организационное обеспечение выпуска "Большой российской энциклопедии" | 1997-2001 гг. | 42,03 | -"- | Выход в свет 12 томов энциклопедии. Возврат бюджетных средств |
Ресурсное обеспечение программы
Финансирование мероприятий программы осуществляется через государственного заказчика.
Государственный заказчик содействует своевременному и полному обеспечению финансовыми ресурсами программных мероприятий в пределах установленного бюджетного финансирования, привлекает и использует иные источники финансирования (частные инвестиции, кредиты российских и зарубежных финансовых организаций, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и т. п.), осуществляет эффективное использование финансовых средств строго по целевому назначению.
Стоимость реализации программы в целом в период 1996-2001 гг. составляет 2525,46 млрд. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 1872,06 млрд. руб.
Стоимость подпрограммы "Поддержка государственной полиграфии" составляет 794,4 млрд. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 183,03 млрд. руб. Из внебюджетных источников финансирования мероприятий подпрограммы предполагается использовать 163,35 млрд. руб. кредитов, предоставляемых банками Германии (есть подтверждения предприятий - получателей техники об оплате наличной части кредита), 399,87 млрд. руб. частных инвестиций, собственных средств предприятий и кредитов российских банков, 48,15 млрд. руб. из бюджетов субъектов Российской Федерации. В настоящее время разработаны программы развития полиграфической промышленности 12 регионов России, подтверждающие возможность использования местных финансовых ресурсов на поддержку полиграфии. За счет средств внебюджетного фонда НИОКР предполагается профинансировать разработки на сумму 15,2 млрд. руб.
Стоимость подпрограммы "Книгоиздание в России" составляет 1686,18 млрд. руб. Подпрограмма, учитывая ее социальную направленность, полностью финансируется за счет федерального бюджета.
Стоимость подпрограммы "Большая российская энциклопедия" - 44,88 млрд. руб. При этом бюджетное финансирование в размере 2,85 млрд. руб. требуется только на начальном этапе осуществления программы. По мере ее выполнения (проведение подписной кампании, привлечение средств спонсоров, банковских кредитов, реализация томов энциклопедии после их выхода в свет) финансирование издания следующих томов будет осуществляться за счет указанных денежных поступлений. Предполагается в итоге возместить бюджетные затраты за счет полученного дохода.
Распределение финансовых ресурсов по направлениям использования:
капитальные вложения - 764,4 млрд. руб., из них 168,23 млрд. руб. из федерального бюджета;
затраты на НИОКР - 30 млрд. руб., из них 14,8 млрд. руб. из федерального бюджета;
прочие текущие расходы - 1731,06 млрд. руб., из них 1689,03 млрд. руб. из федерального бюджета.
Федеральная целевая программа "Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания в России в 1996-2001 годах"
(Распоряжение Президента Российской Федерации от 13 января 1995 г. N 15-рп "О разработке Федеральной программы книгоиздания в России")
Цель и содержание программы (подпрограммы), состояние готовности, государственный заказчик | Финансовые затраты (млрд. руб.) | Конечные результаты реализации программы (подпрограммы) в натуральном и стоимостном выражении | |||
Источники и направления расходов | На период реализации | 1995 год оценка | 1996 год прогноз | ||
Цель программы | Всегозатрат финансовых | 2525,46 | - | 224,36 | В целом за период реализации программыВыпуск социально значимой литературы (в 10-листном исчислении) - 1859,5 млн. экз. |
Обеспечение государственных приоритетов в книгоиздании России, создание надежной материально-технической базы сферы печати, необходимой для решения общенациональных задач в области образования, экономики, науки и культуры | в том числе из:федерального бюджета | 1872,06 | - | 79,53 | в том числе:учебная (без учета федерального комплекта учебников) - 267,3 млн. экз.,детская - 481,5 млн. экз.,справочно-энциклопедическая - 334,0 млн. экз.,научная и производственная - 242,7 млн. экз.,художественная - 454,4 млн. экз.,литература на языках народов России - 37,2 млн. экз.,изобразительные издания - 42,4 млн. экз. |
бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников | 653,4 | - | 144,83 | ||
Содержание программы | Капитальные вложения | 764,4 | 154,97 | ||
В состав программы входят подпрограммы: | в том числе из: федерального бюджета | 168,23 | 16,2 | ||
"Поддержка государственной полиграфии", | бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников | 596,17 | 138,77 | ||
"Книгоиздание в России","Большая российская энциклопедия" | |||||
Государственный заказчик | НИОКР | 30,0 | 7,7 | ||
Комитет Российской Федерации по печати | в том числе из: федерального бюджета | 14,8 | - | 3,7 | |
бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников | 15,2 | 4,0 | |||
Исполнительная дирекция | Прочие текущие расходы | 1731,06 | - | 51,69 | |
Комитет Российской Федерации по печати, | в том числе из:федерального бюджета | 1689,03 | - | 59,63 | |
Государственное научное издательство "Большая Российская энциклопедия" | бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников | 42,03 | - | - | |
Капитальное строительство | Всего | 764,4 | - | 154,97 | Завершение строительства 15 важнейших объектов отрасли. |
(Перечень строек и объектов)Завершение строительства, реконструкции и технического перевооружения: | в том числе из федерального бюджета | 168,23 | - | 16,2 | Техническое переоснащение 29 пунктов децентрализованной печати общероссийских газет и 4 книжных производств.Организация 118 пунктов централизованной печати районных и городских газет, перевод местной полиграфии на офсетную печать |
базовых полиграфических предприятий книжного производства, в т. ч. по выпуску учебной литературы, энциклопедических изданий, изданий для слепыхпредприятий газетного комплекса страныспециализированных предприятий по выпуску важнейших полиграфических материалов | |||||
НИОКР | Всего | 30,0 | - | 7,7 | |
(Перечень работ)Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области: | в том числе из федерального бюджета | 14,8 | - | 3,7 | Конструкторская документация на 15 типов полиграфических машинТехнологические регламенты на полиграфические технологии |
полиграфической технологии и материаловполиграфического машиностроения стандартизации, экологии и охраны трудаинформационного обеспеченияорганизации издательской деятельности и экономики отрасли | Отраслевые стандарты Экологические нормативыБазы данных по предприятиям отрасли, технологиям и оборудованию | ||||
Прочие мероприятия | Всего | 1731,06 | - | 59,63 | Выпуск 21,5 млрд. экз. книг (в 10-листном исчислении) |
в том числе из федерального бюджета | 1689,03 | - | 59,63 | ||
в том числе:поддержка конкретных видов социально значимой литературы | Всего | - | - | 56,78 | |
в том числе из федерального бюджета | - | - | 56,78 | ||
разработка научно-методической документации, составление словника и редакционная подготовка первых томов "Большой российской энциклопедии" | Всего | - | - | 2,85 | Выпуск 12-томного издания "Большой российской энциклопедии" |
в том числе из федерального бюджета | - | - | 2,85 |
Ресурсное обеспечение программы
Наименование программы | Финансирование программ, млрд. руб. | |||
Всего на период выполнения программы | в том числе | |||
за счет средств федерального бюджета | за счет внебюджетных источников | |||
Программа поддержки государственной полиграфии и книгоиздания в России | 2525,46 | 1872,06 | 653,4 | |
в том числе: | ||||
подпрограмма "Поддержка государственной полиграфии" | 794,4 | 183,03 | 611,37 | |
подпрограмма "Книгоиздание в России" | 1686,18 | 1686,18 | - | |
подпрограмма "Большая российская энциклопедия" | 44,88 | 2,85 | 42,03 | |
Подпрограмма "Поддержка государственной полиграфии"
Наименование мероприятий | Финансирование мероприятий программы, млрд. руб. | ||||||||
Всего за период 1996-1999 гг. по всем источникам финансирования | в том числе | ||||||||
за счет средств федерального бюджета | 3а счет внебюджетных источников | ||||||||
1996-1999 годы | 1996 год | 1997 год | 1998 - 1999 годы | 1996-1999 годы | 1996 год | 1997 год | 1998 - 1999 годы | ||
В целом: | 794,4 | 183,03 | 19,9 | 68,04 | 47,75 -47,94 | 611,37 | 142,77 | 160,81 | 149,27 158,52 |
Инвестиционные мероприятия | 764,4 | 168,23 | 16,24 | 64,34 | 44,05 -43,64 | 596,17 | 138,77 | 156,97 | 145,71 154,72 |
Инвестиционная программа завершения строительства объектов с высокой степенью технической готовности и технологического оснащения важнейших объектов производства | 357,48 | 168,23 | 16,2 | 64,34 | 44,05 -43,64 | 189,25 | 31,0 | 61,36 | 54,45 -42,44 |
Инвестиционная программа по завершению перевода на офсетную печать издательско-полиграфических комплексов, обеспечивающих децентрализованный выпуск общероссийских газет | 276,8 | - | - | - | - | 276,8 | 84,92 | 64,08 | 55,05 -72,75 |
Инвестиционная программа по продолжению организации централизованной печати районных и городских газет на основе создания пунктов централизации и их оснащения офсетной печатной техникой | 48,15 | - | - | - | - | 48,15 | 16,05 | 16,05 | 16,05 |
Текущее техперевооружение прочих предприятий | 81,97 | - | - | - | - | 81,97 | 6,8 | 15,48 | 20,16 -39,53 |
Научно-технические мероприятия | 30,0 | 14,8 | 3,70 | 3,70 | 3,70 -3,70 | 15,2 | 4,0 | 3,84 | 3,56 -3,8 |
Разработка минимального комплекта основного технологического оборудования для полиграфического производства | 17,36 | 14,8 | 3,70 | 3,70 | 3,70 -3,70 | 2,56 | 1,10 | 0,90 | 0,56 |
Модернизация отечественных технологий и полиграфических материалов | 12,64 | - | - | - | - | 12,64 | 2,90 | 2,94 | 3,0 -3,8 |
Лизинг полиграфического оборудования | 300,00* |
_____________________________