Свод правил СП 268.1325800.2016 "Транспортные сооружения в сейсмических районах. Правила проектирования" (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16 декабря 2016 г. N 986/пр) стр. 11

Б.1 В мостах энергия колебаний поглощается за счет работы по преодолению сил внутреннего трения, а также трения в подвижных соединениях (опорных частях, деформационных швах) и рассеивается при деформациях грунта, окружающего фундаменты опор и обсыпные устои, а также расходуется на преодоление сопротивления воздушной и водной среды. Значительная часть энергии колебаний моста может быть поглощена гидравлическими гасителями колебаний (демпферами), используемыми с этой целью при строительстве мостов в районах с большими сейсмическими и ветровыми воздействиями.
Б.2 Учет демпфирующих свойств конструкций
В формуле, определяющей сейсмическую нагрузку от масс сооружений спектрально-модальным методом, в качестве одного из сомножителей присутствует коэффициент , учитывающий влияние на нагрузку нестандартного поглощения и рассеяния энергии по основной форме колебаний. Значение коэффициента изменяется от 0,7 для гидротехнических сооружений из грунтовых материалов до 1,5 для высоких сооружений с небольшими размерами в плане.
При проектировании мостов в Российской Федерации коэффициент обычно принимают равным 1,0. Для мостов, оборудованных гасителями колебаний, пилонов вантовых мостов, стальных пролетных строений большой длины с уменьшенным декрементом упругих колебаний, допускается определять коэффициент на основании данных специального расчета, принимая его не менее 0,7 и не более 1,5.
При проектировании автодорожных мостов для нахождения коэффициента применяют формулу
, (Б.1)
где h - относительный коэффициент затухания колебаний сооружения.
К сооружениям со стандартным затуханием колебаний относятся объекты, для которых . В этом случае относительный коэффициент затухания h = 0,05 (5%) и логарифмический декремент колебаний . Наибольшие значения h и , соответствующие , равны и . Наименьшие h и , соответствующие , характерны для висячих, вантовых мостов и балочных разрезных пролетных строений из стали ( и ).
Для применения формулы (Б.1) к сооружениям с нестандартным затуханием колебаний необходимо оценить логарифмический декремент колебаний проектируемого сооружения. При этом используются данные о декрементах колебаний, полученные при испытаниях аналогичных объектов и справочные материалы.
В качестве справочного материала для проектирования автодорожных мостов допускается использовать следующие значения относительного коэффициента затухания h:
- стальные пролетные строения - ;
- стальные опоры - ;
- железобетонные опоры - ;
- фундаменты - .
Б.3 Методика нахождения параметров затухания колебаний мостов, оборудованных демпферами
При нахождении характеристик затухания h и , а также коэффициента поглощения энергии колебаний исходят из следующих предпосылок:
1) действие различных механизмов потери энергии колебаний суммируется. Характеристики , h и принимают в качестве констант, соответствующих основной форме собственных колебаний системы;
2) при определении характеристик демпфирования необходимо сначала установить их значения для отдельных частей сооружения и демпферов, а затем найти эти характеристики для сооружения в целом, т.е. расчетные (эквивалентные) характеристики затухания должны учитывать все виды потерь в различных частях и устройствах сооружения;
3) при оценке энергии колебаний и ее потерь следует учитывать допустимые трещины и пластические деформации в элементах сооружения;
4) для оценки характеристик , h и используется теория колебаний осцилляторов с затуханием.
Затухающие колебания системы с одной массой описываются дифференциальным уравнением второго порядка
, (Б.2)
где у - отклонение массы от положения равновесия;
m - масса осциллятора;
n - коэффициент вязкого сопротивления;
k - коэффициент упругого сопротивления.
Уравнение (Б.2) приводят к стандартному виду делением всех членов на m. В результате получают уравнение
, (Б.3)
где - коэффициент затухания;
- квадрат частоты , рад/с, колебаний осциллятора.
Для мостовых сооружений имеет место неравенство . В этом случае решением уравнения (Б.3) является функция
, (Б.4)
где ;
;
;
здесь и - заданные начальные условия (отклонение от положения равновесия и скорость массы m при t = 0).
Имея в виду, что коэффициент затухания существенно меньше частоты , можно полагать и период колебаний осциллятора определять без учета демпфирования, т.е. по формуле
. (Б.5)
Из формулы (Б.4) следует, что отношение предыдущей амплитуды колебаний к последующей амплитуде остается неизменным и равным .
Натуральный логарифм отношения амплитуд называется логарифмическим декрементом колебаний. Формулой (Б.6) удобно пользоваться при оценке характеристик рассеяния энергии колебаний сооружений по данным натурного эксперимента:
. (Б.6)
Движение осциллятора перестает быть колебательным при критических значениях коэффициента затухания . Коэффициент затухания, выраженный в долях критического коэффициента , называется относительным коэффициентом затухания . С учетом и коэффициент h определяют по формуле
. (Б.7)
Формула (Б.7) показывает, что коэффициент h содержит информацию об упругих, демпфирующих и инерционных свойствах осциллятора. Его значение может быть меньше, равно или больше единицы. В первом случае система имеет слабое затухание и совершает гармонические движения с амплитудой, уменьшающейся по экспоненте. Если , то движение массы перестает быть колебательным.
Соотношение (Б.8) между h и показывает, что при движение становится апериодическим:
. (Б.8)
Для характеристики потерь энергии за один цикл колебаний используют коэффициент поглощения энергии
, (Б.9)
где - энергия колебаний в начале цикла;
- потеря энергии за один цикл колебаний.