6.3.2.2. При организации доставки щебня (черного щебня) и битума (битумной эмульсии) грузоподъемность автосамосвала и автобитумовоза назначают кратной емкости кузова и битумной цистерны машины с синхронным распределением вяжущего.
Примечание – Погрузчик должен обеспечивать загрузку щебня в бункер машины на
необходимую высоту, обусловленную ее конструктивными размерами.
6.3.2.3. Используемое количество автомобилей-самосвалов и их грузоподъемность для доставки чернощебеночных смесей должны обеспечить заданный темп работ по устройству поверхностной обработки.
6.3.3. Устройство поверхностной обработки с последовательным распределением вяжущего и черного щебня.
6.3.3.1. Для обеспечения ровной и однородной поверхности в месте расположения поперечного стыка принимают меры по предотвращению попадания материала на ранее устроенное покрытие. С этой целью на конец шероховатого слоя предыдущей захватки (0,3 – 0,7 м уложенного слоя) укладывают непромокаемый материал (промасленную бумагу, толь или рубероид).
6.3.3.2. Распределение материалов начинают над местом, где расположен непромокаемый материал. Сразу после распределения вяжущего и щебня над поперечным стыком непромокаемый материал убирают.
Примечание – Для уменьшения количества поперечных стыков необходимо производить
распределение материалов без остановок машины, на всю длину захватки.
6.3.3.3. Для обеспечения сопряжения продольного стыка распределение вяжущего выполняется на 0,20 – 0,25 м шире распределения щебня.
Примечания
При устройстве смежной полосы распределение вяжущего выполняется с двойным перекрытием (наложением) на смежную полосу с шириной 0,20 – 0,25 м и распределением щебня на получившийся стык.

Рисунок 6.1 – Схема распределения материалов
6.3.3.4. На покрытие равномерным слоем наносят вяжущее, распределяют, уплотняют и втапливают щебень.
Нормы расхода щебня и вяжущих материалов приведены в таблице 6.7.
6.3.3.5. Щебень, обработанный битумом в установке, укладывают на покрытие при температуре воздуха не ниже плюс 5 °С, щебень, обработанный анионной эмульсией – при температуре воздуха не ниже плюс 10 °С, а обработанный катионной эмульсией - при температуре воздуха не ниже плюс 5 °С [33, 34].
6.3.3.6. Битум с температурой не ниже 120 °С до 130 °С распределяют автогудронатором из расчета от 0,5 до 0,7 л/м2.
6.3.3.7. Расход и равномерность распределения материалов проверяют в соответствии с приложениями Л и М.
Таблица 6.7 – Ориентировочные нормы расхода щебня и вяжущих материалов при устройстве поверхностной обработки с последовательным распределением щебня
Способ обработки | Толщина слоя, см | Порядковый. № розлива | Расход битума, л/м2 | Расход щебня | Применяемая фракция щебня | |
кг/ м2 | м2/100 м2 | |||||
Одиночная необработанным щебнем | 1,0 – 1,5 | 1 | 1,0 – 1,2 | 15 – 20 | 1,1 – 1,4 | 10 – 15,10 – 20 |
1,5 – 2,0 | 1 | 1,2 – 1,4 | 20 – 25 | 1,3 – 1,5 | 15 – 20 | |
Одиночная черным щебнем | 1,0 – 1,5 | 1 | 0,5 – 0,7 | 15 – 20 | 1,1 – 1,4 | 10 – 15,10 – 20 |
1,5 – 2,0 | 1 | 0,6 – 0,8 | 20 – 25 | 1,3 – 1,5 | 15 – 20 | |
Двойная необработанным щебнем | 2,0 | 1 | 1,2 – 1,4 | 23 – 25 | 1,7 – 1,9 | 10 – 15,10 – 20 |
2 | 0,9 – 1,0 | 14 – 15 | 1,1 – 1,2 | 5 – 10 | ||
1 | 1,4 – 1,6 | 27 – 30 | 2,0 – 2,3 | 15 – 20,10 – 20 | ||
П р и м еч а н и е - При применении эмульсии ее расход в пересчете на битум уменьшается до 30 % – 35 % по сравнению с битумом. |
6.3.3.8. Щебень укладывают щебнераспределителями при расходе в соответствии с таблицей 6.7 и немедленно уплотняют сначала средним катком за 2 – 3 прохода по одному следу, а потом тяжелым (не менее двух проходов). Для лучшего формирования слоя следует применять катки на пневмошинах.
Уход за слоем производят в процессе его формирования.
6.3.3.9. При использовании эмульсии поверхностную обработку выполняют следующим образом.
Сначала распределяют эмульсию автогудронатором в количестве 30 % от нормы, приведенной в таблице 6.7, с россыпью 70 % от нормы щебня, а затем, распределяют остальное количество эмульсии (70 % нормы) с россыпью 30 % нормы щебня.
6.3.3.10. Подкатку слоя следует начинать после начала распада эмульсии, характеризующиеся отделением воды, изменением цвета и подвижности смеси.
6.3.3.11. До открытия движения следует обеспечить тщательный уход за слоем поверхностной обработки в течение первых 3 – 10 дней в зависимости от погодно-климатических условий района работ.
6.3.3.12. После открытия движения по слою поверхностной обработки во избежание отрыва щебенок и повреждения ветровых стекол автомобилей необходимо ограничить скорость проходящего транспорта до 40 км/ч с регулированием движения по ширине полосы движения. Незакрепленный щебень необходимо в течение 1 суток удалить с поверхности с помощью механических щеток и отремонтировать поврежденные места.
П р и м еч а н и е – Срок ограничения скорости движения автомобильного транспорта зависит от погодно-климатических условий формирования слоя поверхностной обработки, но не менее 10 суток.
6.3.4. Устройство поверхностной обработки с синхронным распределением вяжущего и черного щебня.
6.3.4.1. Поверхностную обработку с синхронным распределением вяжущего и щебня устраивают с использованием машины синхронного распределения вяжущего и щебня [35, 36].
6.3.4.2. Принцип технологии устройства поверхностной обработки с синхронным распределением вяжущего и щебня показан на рисунке 6.2. При этом предусматриваются:
устройство одиночной шероховатой поверхностной обработки с одним или двумя россыпями щебня;
6.3.4.3. Ориентировочный расход щебня и вяжущего приведен в таблице 6.8.
6.3.4.4. Уточненную норму расхода вяжущего определяют по приложению Л, при этом должны быть применены поправки к нормам, учитывающие особенности поверхности (таблица 6.9).
Содержание дорог Поверхностная обработка

Рисунок 6.2 – Принципы работы машин для поверхностной обработки Таблица 6.8 – Ориентировочный расход щебня и битума для синхронной поверхностной обработки
Фракция щебня, мм | щебень, м3/100 м2 | битум, кг/м2 |
5 – 10 | 0,9 – 1,1 | 0,95 |
10 – 15 | 1,2 – 1,4 | 1,22 |
15 – 20 | 1,3 – 1,5 | 1,35 |
Таблица 6.9 – Уточнения к норме расхода битума в зависимости фактуры поверхности
Фактические условия | Характеристики | Поправка к исходной норме расхода битума, % |
Фактическая шероховатость и состояние поверхности дороги | Крупношероховатое | + 16 |
Среднешероховатое | + 11 | |
Мелкошероховатое | + 6 | |
Гладкое без выпотевания | 0 | |
Локальные выпотевания | – 5 | |
Общее выпотевание | – 10 | |
Наличие щебня, обработанного вяжущим в установке | Обработанный | – 20 |
Необработанный | 0 | |
Время проведения работ | Средняя температура воздуха около + 20 °С (теплый период) | 0 |
Средняя температура воздуха ниже + 20 °С | + 5 | |
Температура воздуха при производстве работ | более + 30 °С | – 5 |
6.3.4.5. Устройство шероховатой поверхностной обработки с синхронным распределением материалов производят в следующей последовательности:
- предварительно очищают поверхность от пыли и грязи;
- уточняют нормы расхода материалов;
- загружают щебень и битумное вяжущее в машину синхронного распределения вяжущего и щебня;
- синхронно распределяют вяжущее и щебень по поверхности проезжей части;
- уплотняют свежеуложенный шероховатый слой;
- производят уход за свежеуложенной шероховатой поверхностной обработкой.
6.3.4.6. Уточненную норму расхода щебня определяют по методике, приведенной в приложении М.
6.3.4.7. Расход вяжущего, определенный по приложению Л с поправками по таблице 6.9, необходимо уточнить с учетом влияния вторичных факторов (размер фракции щебня, состояние существующего покрытия, затемненности) по таблице 6.10.
П р и м еч а н и е – Уточнение нормы расхода материалов производят перед началом произ-
водства работ. Уточненную норму расхода щебня в зависимости от используемого щебня определяют по таблице М.1 приложения М.
6.3.4.8. Уточненную норму расхода вяжущего определяют по приложению Л с поправками, учитывающими фактические условия проведения работ (таблица 6.10).
6.3.4.9. Непосредственно перед распределением материалов необходимо проверить:
высоту гребенки над поверхностью проезжей части, устанавливаемую согласно схеме на рисунке 6.3.