Таблица 6.10 – Влияние вторичных факторов на расход битумной эмульсии
Наименование вторичных факторов | Корректировка расхода битумной эмульсии, л/м2 |
Размер фракции щебня: | |
ближе к нижней границе | – 0,1 |
середина | 0 |
ближе к верхней границе | + 0,2 |
Состояние покрытия: | |
избыток, выпотевание вяжущего | – 0,1 |
нормальное | 0 |
пористая структура | + 0,1 |
очень пористая структура | + 0,2 |
Влияние тени: | |
незначительная | 0 |
частично затемненная | + 0,1 |
полностью затемненная | + 0,2 |

Рисунок 6.3 – Схема распределения вяжущего из форсунок в зависимости от высоты гребенки над поверхностью
6.3.4.10. Пример технологической схемы устройства одиночной шероховатой поверхностной обработки с использованием машины синхронного распределения вяжущего и щебня на дороге с асфальтобетонным покрытием приведен в приложении Н.
6.3.4.11. Уплотнение свежеуложенного слоя поверхностной обработки производят сразу за проходом машины с синхронным распределением вяжущего и щебня 5 – 6 проходами самоходного катка на пневмоколесном ходу с нагрузкой на колесо не менее 1,5 т и давлением в шинах от 0,7 от 0,8 МПа.
Окончательное формирование слоя происходит под действием проходящего транспорта при ограничении скорости движения до 40 км/ч.
П р и м еч а н и е – Срок ограничения скорости движения автомобильного транспорта за-
висит от погодно-климатических условий формирования слоя поверхностной обработки, но не менее 10 суток.
6.4. Контроль качества
6.4.1. Контроль при устройстве одиночной шероховатой поверхностной обработки подразделяют на:
- входной;
- операционный;
- приемочный.
6.4.2. Входной контроль проводят на стадии подготовки к работе. Он включает в себя:
- контроль качества щебня и битумного вяжущего, адгезии вяжущего и щебня согласно ГОСТ 8269.0, ГОСТ 22245 и приложению Ж;
- контроль наличия необходимого количества материалов;
- контроль состояния и готовности оборудования и машин.
6.4.3. Операционный контроль проводят постоянно в процессе производства работ.
Перечень основных операций, параметров, подлежащих операционному контролю, представлен в таблице П.1 приложения П.
Результаты измерений заносят в журнал производства работ по форме, приведенной в приложении Н, и в ведомость замеров, являющихся обязательным приложением к актам приемки выполненных работ согласно СНиП 3.06.03.
6.4.4. На качество шероховатой поверхностной обработки негативно влияют
следующие характерные ошибки и нарушения технологии работ:
- неравномерное распределение битума на покрытие из-за большой скорости ветра у поверхности дороги;
- неравномерное распределение битума на покрытие из-за низкой температуры;
- неравномерное распределение щебня из щебнераспределителя из-за засорения желобов подачи щебня;
- некачественный продольный стык между захватками из-за несоблюдения технологии производства работ по распределению материалов в местах стыков;
- некачественный поперечный стык между соседними захватками из-за несвоевременного включения распределительного оборудования;
- вырывание щебня из несформировавшегося слоя по причине разворота большегрузных автомобилей или движения автомобилей с повышенными скоростями в период формирования свежеуложенного слоя (до 10 суток);
- выпотевание битума на поверхности из-за его перерасхода;
- выпотевание битума в местах заделки трещин.
Все указанные ошибки и нарушения технологии подлежат немедленному устранению при операционном контроле на месте работ.
6.4.5. Приемочный контроль проводят согласно СНиП 3.06.03 после завершения формирования шероховатой поверхностной обработки через 14 сут. При этом проводят исследование состояния эксплуатационных качеств и наличия появившихся дефектов на участках автомобильных дорог, сдаваемых в эксплуатацию согласно ВСН 38-90 [33].
6.4.6. Качество выполненных работ должно оцениваться по величине макрошероховатости, значению коэффициента сцепления колес автомобиля с мокрым покрытием и удовлетворять требованиям СНиП 3.06.03.
6.4.7. Измерение коэффициента сцепления следует проводить не ранее, чем через 14 суток после устройства слоя шероховатой поверхностной обработки. Измерения выполняются на каждом километре дороги по левой полосе наката колес автомобилей на каждой полосе движения, причем не менее, чем на трех участках.
Коэффициент сцепления, измеряемый прибором ПКРС-2У, следует определять при следующих нормированных условиях:
- скорость скольжения полностью заблокированного измерительного колеса 60 ± 3 км/ч;
- вертикальная нагрузка на измерительное колесо 2943 ± 50 Н;
- измерительное колесо должно иметь шину с протектором без рисунка (гладкая шина) размером 6,45 – 13 при внутреннем давлении воздуха в шине 0,17 ± 0,1 МПа;
- дорожное покрытие должно быть искусственно увлажнено, при этом расход воды должен быть таким, чтобы обеспечить на покрытии пленку воды толщиной 1 мм.
6.4.8. Измерение шероховатости покрытия осуществляют методом «песчаного пятна» [33, 35]. При измерениях шероховатости по методу «песчаного пятна» выполняют не менее трех измерений по каждой полосе наката на участке между полосами наката и по оси проезжей части. Фактическую величину диаметра пятна, а следовательно и макро-шероховатость, определяют как среднюю арифметическую величину трех выполненных измерений.
Значения коэффициента сцепления в зависимости от особенностей участков и условий движения на момент сдачи устроенной шероховатой поверхностной обработки в эксплуатацию должны соответствовать требуемым значениям, приведенным в таблице 6.11.
6.4.9. Разрешается производить приемку отдельными участками, расположение и протяжение которых устанавливается заказчиком по согласованию со строительной организацией. Обязательным условием для приемки работ является полное соответствие параметров, а также применяемых материалов требованиям проекта СНиП 3.06.03.
6.4.10. Частота и методы проведения контроля качества устройства поверхностной обработки приведены в таблице 6.12.
Таблица 6.11 – Требования к параметрам шероховатости готовых покрытий
Условия движения | Характеристика участков дорог | Требуемый коэффициент сцепления на момент сдачи устроенного слоя в эксплуатацию | Средняя глубина впадин макрошероховатости, мм, для дорог в различных дорожноклиматических зонах | |
I, V | II, III, IV | |||
Легкие | Участки прямые или кривые радиусом 1000 м и более, горизонтальные или с продольным уклоном не более 30 ‰, с элементами поперечного профиля, установленными для дорог соответствующих категорий и с укрепленными обочинами без пересечений в одном уровне и примыканий, при коэффициенте загрузки не более 0,3 | 0,45 | 0,30 | 0,35 |
Затрудненные | Участки на кривых в плане с радиусами 250 – 1000 м; на спусках и подъемах с уклонами от 30 ‰ до 60 ‰. Участки в зонах сужений проезжей части (при реконструкции), а также участки дорог, отнесенные к легким условиям движения, при коэффициенте загрузки 0,3 – 0,5 | 0,5 | 0,35 | 0,40 |
Опасные | Участки с видимостью менее расчетной (для соответствующих категорий дорог); на спусках и подъемах с уклонами более 50 ‰ при длине более 1000 м; участки в зонах пересечений в одном уровне, а также участки, отнесенные к легким и затрудненнымусловиямприкоэффициенте загрузки свыше 0,5 | 0,6 | 0,40 | 0,45 |
Таблица 6.12 – Частота проведения контроля распределения вяжущего и щебня
Параметры контроля | Частота проведения контроля, кв.м, для категории дороги | Метод определения | ||
I | II | III | ||
Норма розлива вяжущего и равномерность его распределения | 10 000 | 25 000 | 100 000 | приложение Л |
Норма распределения щебня и равномерность его распределения | 10 000 | 25 000 | 100 000 | приложение М |
7. Устройство защитного слоя с использованием литой эмульсионно-минеральной смеси методом Сларри Сил
7.1. Общие положения по устройству защитного слоя с использованием литой эмульсионно-минеральной смеси Сларри Сил
7.1.1. Слой Сларри Сил представляет собой уложенную и сформировавшуюся литую эмульсионно-минеральную смесь.
7.1.2. Защитные слои износа с использованием литой эмульсионно-минеральной смеси применяют в качестве фрикционных и гидроизоляционных слоев износа для увеличения срока службы существующих асфальтобетонных покрытий и улучшения их транспортно-эксплуатационных характеристик [38].
Толщина слоя износа Сларри Сил может составлять от 5 до 15 мм.
Более толстые слои толщиной до 30 мм (например, для опасных участков и ликвидации колеи, где необходимо обеспечить высокие значения фрикционных характеристик, а также сдвигоустойчивость) устраивают с применением литых эмульсионно-минеральных смесей типа микросюрфейсинг.
7.1.3. Смеси в зависимости от наибольшего размера зерен минеральной части подразделяют на типы, указанные в таблице 7.1.
Таблица 7.1 – Классификация эмульсионно-минеральных смесей по типам
Вид смеси | Тип смеси | Крупность минерального материала, мм |
Сларри Сил | I | 0 – 5 |
II | 0 – 10 | |
III | 0 – 15 | |
Микросюрфейсинг | II | 0 – 10 |
III | 0 – 15 | |
ЛЭМС, армированная фиброй | II | 0 – 10 |
III | 0 – 15 |
7.1.4. Условное обозначение смеси в технической документации должно состоять из обозначения вида и типа смеси.
Пример – Смесь Сларри Сил с максимальным размером зерен минеральной части 10 мм в технической документации обозначается: Сларри Сил тип II, по СТО НОСТРОЙ 2.25.48.
7.1.5. Защитный слой устраивают в сухую и теплую погоду при температуре воздуха не ниже 10 ?С.
7.1.6. Допускается укладывать смесь, если температура выше 7 °С и повышается.
7.1.7. Техническое решение по устройству слоев Сларри Сил и Микросюрфейсинг принимается по результатам диагностики существующей дорожной одежды или на основании дефектных ведомостей.
7.1.8. Область применения Сларри Сил и Микросюрфейсинг приведена в таблице 7.2.
Таблица 7.2 – Область применения