СТО 221 НОСТРОЙ 2.25.48-2012 Автомобильные дороги Ремонт асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог Часть 2 Устройство защитных слоёв и слоёв износа стр. 9

Показатели твердости при расчетной температуре
< 15
16 – 20
Рекомендуемая фракция щебня, мм5 – 10
10 – 15
10 – 15
15 – 20
П р и м еч а н и е – Показатель твердости определяется твердомером по методике, изложенной в ТУ 218 РСФСР 601-88 [1].
6.2.1.5. При устройстве поверхностной обработки с применением катионных битумных эмульсий следует использовать щебень, не обработанный нефтяным битумом.
6.2.1.6. Требования к щебню, применяемому для поверхностных обработок, в зависимости от класса и категории автомобильной дороги, приведены в таблице 6.3.
Таблица 6 . 3 – Требования к щебню для поверхностных обработок
ПоказателиКлассы дорог по ГОСТ Р 52398 и категории
Автомагистраль I А
Скоростная
I Б
Обычная (не скоростная)
I В
I 1
I I I
Тип шебня
I S
I S
1
2
3
Вид горной породы*
ИзверженныеИзверженныеИзверженные
Изверженные, метаморфические
Изверженные, метаморфические, осадочные
Марка по дробимости, не ниже14001400
1200
1200
1000
Износ в полочном барабане, % по массе, не более
18
18
20
20
25
Марка по морозостойкости, не менее200200
150
100
100
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игольчатой форм, % по массе, не более
8
8
10
10
15
Содержание зерен слабых пород, % по массе, не более
5
5
5
5
10
Содержание пыли и глины, % по массе, не более
0,5
1,0
1,0
1,0
1,0
Содержание зерен кубовиднойформы**,% по массе, не менее
98
90
70
Не нормируется
* В соответствии с пунктом 4.13 ГОСТ 8269.0. Породы щебня в соответствии с принятой классификацией приведены также в приложении Е.**Зернами кубовидной формы считаются зерна щебня, имеющие сколы на 90 % поверхности зерна.
6.2.2. Характеристики органических вяжущих.
6.2.2.1. Рекомендуемые марки битумов и полимерно-битумных вяжущих по ГОСТ 22245 и ГОСТ Р 52056, используемые в зависимости от дорожно-климатической зоны и среднемесячной температуры наиболее холодного времени года, приведены в таблице 6.4.
П р и м еч а н и е – Выбор вяжущего производится также с учетом фактуры покрытия, на
котором должна быть устроена поверхностная обработка, и свойств используемых минеральных материалов.
Таблица 6.4 – Рекомендуемые марки вяжущих
Дорожно-климатическая зона
Среднемесячная температура наиболее холодного времени года, °С
Марка вяжущих для поверхностной обработки
Марка вяжущих для приготовления эмульсий
I
не выше – 20
БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 200/300; ПБВ 90,ПБВ 130,ПБВ 200БНД 90/130,БНД 130/200 или ПБВ 90, ПБВ130, ПБВ 200
II – III
от – 10 до – 20
БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200; ПБВ 60,
ПБВ 90,
ПБВ 130
БНД 60/90,БНД 90/130 или ПБВ60, ПБВ 90, ПБВ130
III – IV
от – 5 до – 10
БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130; ПБВ 40,
ПБВ 60,
ПБВ 90
БНД 40/60, БНД 60/90,
БНД 90/130 или ПБВ 40,
ПБВ 60, ПБВ90, ПБВ130
IV
не ниже + 5
БНД 40/60, БНД 60/90, ПБВ 40,
ПБВ 60
БНД 40/60 или ПБВ40, ПБВ 60
6.2.2.2. Битумные эмульсии применяют типов ЭБК-1 и ЭБПК-1 по ГОСТ 52128.
Примечание – При невозможности закрыть или ограничить движение по участку работ применяют эмульсии типа ЭБПК-1 в соответствии с ГОСТ Р 52128 или аналогичные эмульсии ЭБм(л)КД-Б (приложение И). Эмульсии типа ЭБК-1 допускается применять на дорогах III – IV технических категорий.
6.2.2.3. Для повышения долговечности устраиваемой поверхностной обработки, особенно в районах II и III дорожно-климатических зон, следует использовать модифицированные битумные эмульсии типа ЭПБК-1 или ЭБм(л)КД-Б (СТБ 1245 [29]).
6.2.2.4. Определение адгезии между щебнем и битумом и степень приживаемости щебня выполняют согласно приложению Ж.
Примечание – При неудовлетворительной адгезии битума с поверхностью щебня следует
применять поверхностно-активные вещества. Виды и дозировку добавок, а также требуемую температуру битума при введении поверхностно-активных веществ следует применять в соответствии с ГОСТ 28478.
6.2.3. Характеристики органических вяжущих для устройства мембраны под поверхностную обработку.
6.2.3.1. При устройстве поверхностной обработки на существующее покрытие наносят слой полимерно-битумного вяжущего, отвечающего требованиям ГОСТ Р 52056 и приложения И данного стандарта, или слой битумной эмульсии ЭБПК-1 с содержанием вяжущего не менее 65 % (быстрораспадающаяся катионная битумно-полимерная эмульсия первого класса) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52128.
6.2.3.2. Полимерно-битумное вяжущее или вяжущее, образовавшееся после распада битумной эмульсии, должно иметь глубину проникания иглы при 25 °С от 60 до 150 (метод по ГОСТ 11501), эластичность не менее 85 % при 25 °С (метод по ГОСТ Р 52056).
6.2.3.3. Выбор битума или ПБВ для приготовления битумной эмульсии производится в соответствии с таблицей 6.4.
6.2.3.4. Значения отдельных требований к параметрам полимерно-битумных вяжущих могут быть установлены проектом в соответствии с эксплуатационными характеристиками дорожных покрытий.
6.2.3.5. Требования к битумным вяжущим и эмульсиям для поверхностной обработки в зависимости от класса и категории дороги приведены в прило жении К.
6.2.4. Характеристики черного щебня.
6.2.4.1. Черный щебень приготовляют по технологическому регламенту, утвержденному предприятием-изготовителем в установленном порядке.
6.2.4.2. Для обработки щебня могут применяться битумные эмульсии типа ЭБК-2 или ЭПБК-2, приготовленные на основе битумов марок БНД 60/90 или БНД 40/60.
6.2.4.3. Для приготовления черного щебня следует применять щебень в соответствии с требованиями ГОСТ 8267 из изверженных пород марки по прочности – не ниже 1000 (для применения на дорогах скоростных и автомагистра лях – не ниже 1200), по морозостойкости – не ниже F100 для I – III климатических зон и не ниже F50 для IV – V климатических зон, по износу в полочном бара бане – не ниже марки И-II (для скоростных дорог и автомагистралей – не ниже И-I). Для дорог III категории и ниже допускается применение щебня метаморфических и осадочных пород с морозостойкостью для II – V климатических зон не ниже F 50, для I климатической зоны – не ниже F 100.
По форме зерен щебень должен иметь кубовидную форму с выраженными гранями, однородный по прочности. Содержание зерен слабых пород не должно превышать 5 % по массе.
6.2.4.4. Черный щебень должен отвечать требованиям ТУ 400-24-163 [34].
6.2.4.5. Нормы расхода битумного вяжущего для приготовления черного щебня определяют по таблице 6.5.
Щебень дозируют либо по объему либо по массе, битум только по массе.
Таблица 6.5 – Нормы расхода вяжущего для приготовления черного щебня
Размер фракции щебня, ммРасход вяжущего, % от массы щебня
битум
битумная эмульсия (в пересчете на битум)
5 – 10
2,0 – 3,5
1,2 - 1,3
10 – 15
1,5 – 3,0
1,0 – 1,2
15 – 20
1,5 – 3,0
1,0 – 1,2
5 – 15
2,0 - 3,5
1,2 – 1,3
Примечание ? Расход битума уточняют при приготовлении пробных замесов в лаборатории.
6.2.5. Характеристики добавок.
6.2.5.1. Добавки и поверхностно-активные вещества (ПАВ), предназначенные для обеспечения адгезии битумных вяжущих к щебню и поверхности обрабатываемого асфальтобетонного покрытия, должны отвечать требованиям нормативных документов соответствующих заводов-изготовителей.
6.2.5.2. Для улучшения сцепления битумного вяжущего со щебнем при производстве черного щебня могут применяться неорганические добавкиактиваторы – известь-пушонка по ГОСТ 9179 в количестве от 1 % до 2 % по массе, минеральный известняковый порошок по ГОСТ Р 52129 в количестве до 4 % по массе или цемент по ГОСТ 10178 в количестве от 3 % до 4 % по массе щебня.
6.2.5.3. Материалы, рекомендуемые для поверхностной обработки в зависимости от класса и категории автомобильной дороги, приведены в приложении К.

6.3. Технология производства работ

6.3.1. Подготовительные работы.
6.3.1.1. Подготовка поверхности существующего покрытия к устройству поверхностной обработки включает работы по ремонту выбоин и устранению дефектных мест покрытия (сдвиговые деформации, просадки), заливку и ремонт трещин, работы по обеспечению ровности покрытия путем фрезерования и (при необходимости) укладку выравнивающего слоя.
6.3.1.2. Асфальтобетонное покрытие перед устройством поверхностной обработки должно быть очищено от пыли, грязи, строительного мусора, от дорожной разметки и отремонтировано [33].
Примечание – При использовании эмульсий в сухую и жаркую погоду покрытие необходимо смочить.
6.3.1.3. В зависимости от состояния асфальтобетонного покрытия (таблица 6.6) поверхностную обработку допускается устраивать без проведения дополнительных подготовительных работ.
Таблица 6.6 – Дефекты существующего асфальтобетонного покрытия, при которых допускается устройство поверхностной обработки без проведения дополнительных подготовительных работ
Наименование дефектов
Описание / допуск
Колейность
Углубление продольного направления на проезжей части, образовавшееся на полосе наката под действием транспортных средств (глубина колеи до 10 мм)
Предыдущий ямочный ремонт
Участок, на котором исходное дорожное покрытие было удалено и заменено сходным или другим материалом, при площади менее 500 м2 / 7000 м2
Выкрашивание и шелушение
Поверхностное разрушение покрытия и отслаивание вяжущего вещества от минерального материала; площадь выкрашивания и шелушения – менее 500 м2 / 7000 м2
Отдельные трещиныПоперечные и косые трещины, не связанные между собой, среднее расстояние между которыми свыше 4 м
Частые трещины
Поперечные и косые трещины с ответвлениями, иногда связанные между собой, но, как правило, не образующие замкнутых фигур; среднее расстояние между трещинами – от 1 до 4 м с шириной ширина раскрытия трещины до 5 мм
Ямы и выбоины
Местные разрушения дорожного покрытия, имеющие вид углублений разной конфигурации с резко очерченными краями, образовавшиеся за счет разрушения материала покрытия; площадь – менее 500 м2 / 7000 м2, глубина до 10 мм
Разрушение кромки
Разрушение краев дорожного покрытия в виде сетки трещин или откалывания асфальтобетона; протяженность разрушения кромок – до 100 м / 7000 м2
6.3.1.4. Распределение битума не допускается проводить при сильном (больше 8 м/с) ветре из-за деформации струи вяжущего.
6.3.1.5. Устройство шероховатой поверхностной обработки не должно
начинаться и заканчиваться на закруглениях с радиусом менее 15 – 20 м.
6.3.2. Доставка смеси на объект.
6.3.2.1. Черный щебень для устройства поверхностной обработки доставляют на объект автомобилями самосвалами с чистыми кузовами, накрытыми водонепроницаемыми пологами.