Показатели твердости при расчетной температуре | < 15 | 16 – 20 |
Рекомендуемая фракция щебня, мм | 5 – 10 | 10 – 15 |
10 – 15 | 15 – 20 | |
П р и м еч а н и е – Показатель твердости определяется твердомером по методике, изложенной в ТУ 218 РСФСР 601-88 [1]. |
6.2.1.5. При устройстве поверхностной обработки с применением катионных битумных эмульсий следует использовать щебень, не обработанный нефтяным битумом.
6.2.1.6. Требования к щебню, применяемому для поверхностных обработок, в зависимости от класса и категории автомобильной дороги, приведены в таблице 6.3.
Таблица 6 . 3 – Требования к щебню для поверхностных обработок
Показатели | Классы дорог по ГОСТ Р 52398 и категории | ||||
Автомагистраль I А | Скоростная I Б | Обычная (не скоростная) | |||
I В | I 1 | I I I | |||
Тип шебня | I S | I S | 1 | 2 | 3 |
Вид горной породы* | Изверженные | Изверженные | Изверженные | Изверженные, метаморфические | Изверженные, метаморфические, осадочные |
Марка по дробимости, не ниже | 1400 | 1400 | 1200 | 1200 | 1000 |
Износ в полочном барабане, % по массе, не более | 18 | 18 | 20 | 20 | 25 |
Марка по морозостойкости, не менее | 200 | 200 | 150 | 100 | 100 |
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игольчатой форм, % по массе, не более | 8 | 8 | 10 | 10 | 15 |
Содержание зерен слабых пород, % по массе, не более | 5 | 5 | 5 | 5 | 10 |
Содержание пыли и глины, % по массе, не более | 0,5 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Содержание зерен кубовиднойформы**,% по массе, не менее | 98 | 90 | 70 | Не нормируется | |
* В соответствии с пунктом 4.13 ГОСТ 8269.0. Породы щебня в соответствии с принятой классификацией приведены также в приложении Е.**Зернами кубовидной формы считаются зерна щебня, имеющие сколы на 90 % поверхности зерна. |
6.2.2. Характеристики органических вяжущих.
6.2.2.1. Рекомендуемые марки битумов и полимерно-битумных вяжущих по ГОСТ 22245 и ГОСТ Р 52056, используемые в зависимости от дорожно-климатической зоны и среднемесячной температуры наиболее холодного времени года, приведены в таблице 6.4.
П р и м еч а н и е – Выбор вяжущего производится также с учетом фактуры покрытия, на
котором должна быть устроена поверхностная обработка, и свойств используемых минеральных материалов.
Таблица 6.4 – Рекомендуемые марки вяжущих
Дорожно-климатическая зона | Среднемесячная температура наиболее холодного времени года, °С | Марка вяжущих для поверхностной обработки | Марка вяжущих для приготовления эмульсий |
I | не выше – 20 | БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 200/300; ПБВ 90,ПБВ 130,ПБВ 200 | БНД 90/130,БНД 130/200 или ПБВ 90, ПБВ130, ПБВ 200 |
II – III | от – 10 до – 20 | БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200; ПБВ 60, ПБВ 90, ПБВ 130 | БНД 60/90,БНД 90/130 или ПБВ60, ПБВ 90, ПБВ130 |
III – IV | от – 5 до – 10 | БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130; ПБВ 40, ПБВ 60, ПБВ 90 | БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130 или ПБВ 40, ПБВ 60, ПБВ90, ПБВ130 |
IV | не ниже + 5 | БНД 40/60, БНД 60/90, ПБВ 40, ПБВ 60 | БНД 40/60 или ПБВ40, ПБВ 60 |
6.2.2.2. Битумные эмульсии применяют типов ЭБК-1 и ЭБПК-1 по ГОСТ 52128.
Примечание – При невозможности закрыть или ограничить движение по участку работ применяют эмульсии типа ЭБПК-1 в соответствии с ГОСТ Р 52128 или аналогичные эмульсии ЭБм(л)КД-Б (приложение И). Эмульсии типа ЭБК-1 допускается применять на дорогах III – IV технических категорий.
6.2.2.3. Для повышения долговечности устраиваемой поверхностной обработки, особенно в районах II и III дорожно-климатических зон, следует использовать модифицированные битумные эмульсии типа ЭПБК-1 или ЭБм(л)КД-Б (СТБ 1245 [29]).
6.2.2.4. Определение адгезии между щебнем и битумом и степень приживаемости щебня выполняют согласно приложению Ж.
Примечание – При неудовлетворительной адгезии битума с поверхностью щебня следует
применять поверхностно-активные вещества. Виды и дозировку добавок, а также требуемую температуру битума при введении поверхностно-активных веществ следует применять в соответствии с ГОСТ 28478.
6.2.3. Характеристики органических вяжущих для устройства мембраны под поверхностную обработку.
6.2.3.1. При устройстве поверхностной обработки на существующее покрытие наносят слой полимерно-битумного вяжущего, отвечающего требованиям ГОСТ Р 52056 и приложения И данного стандарта, или слой битумной эмульсии ЭБПК-1 с содержанием вяжущего не менее 65 % (быстрораспадающаяся катионная битумно-полимерная эмульсия первого класса) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52128.
6.2.3.2. Полимерно-битумное вяжущее или вяжущее, образовавшееся после распада битумной эмульсии, должно иметь глубину проникания иглы при 25 °С от 60 до 150 (метод по ГОСТ 11501), эластичность не менее 85 % при 25 °С (метод по ГОСТ Р 52056).
6.2.3.3. Выбор битума или ПБВ для приготовления битумной эмульсии производится в соответствии с таблицей 6.4.
6.2.3.4. Значения отдельных требований к параметрам полимерно-битумных вяжущих могут быть установлены проектом в соответствии с эксплуатационными характеристиками дорожных покрытий.
6.2.3.5. Требования к битумным вяжущим и эмульсиям для поверхностной обработки в зависимости от класса и категории дороги приведены в прило жении К.
6.2.4. Характеристики черного щебня.
6.2.4.1. Черный щебень приготовляют по технологическому регламенту, утвержденному предприятием-изготовителем в установленном порядке.
6.2.4.2. Для обработки щебня могут применяться битумные эмульсии типа ЭБК-2 или ЭПБК-2, приготовленные на основе битумов марок БНД 60/90 или БНД 40/60.
6.2.4.3. Для приготовления черного щебня следует применять щебень в соответствии с требованиями ГОСТ 8267 из изверженных пород марки по прочности – не ниже 1000 (для применения на дорогах скоростных и автомагистра лях – не ниже 1200), по морозостойкости – не ниже F100 для I – III климатических зон и не ниже F50 для IV – V климатических зон, по износу в полочном бара бане – не ниже марки И-II (для скоростных дорог и автомагистралей – не ниже И-I). Для дорог III категории и ниже допускается применение щебня метаморфических и осадочных пород с морозостойкостью для II – V климатических зон не ниже F 50, для I климатической зоны – не ниже F 100.
По форме зерен щебень должен иметь кубовидную форму с выраженными гранями, однородный по прочности. Содержание зерен слабых пород не должно превышать 5 % по массе.
6.2.4.4. Черный щебень должен отвечать требованиям ТУ 400-24-163 [34].
6.2.4.5. Нормы расхода битумного вяжущего для приготовления черного щебня определяют по таблице 6.5.
Щебень дозируют либо по объему либо по массе, битум только по массе.
Таблица 6.5 – Нормы расхода вяжущего для приготовления черного щебня
Размер фракции щебня, мм | Расход вяжущего, % от массы щебня | |
битум | битумная эмульсия (в пересчете на битум) | |
5 – 10 | 2,0 – 3,5 | 1,2 - 1,3 |
10 – 15 | 1,5 – 3,0 | 1,0 – 1,2 |
15 – 20 | 1,5 – 3,0 | 1,0 – 1,2 |
5 – 15 | 2,0 - 3,5 | 1,2 – 1,3 |
Примечание ? Расход битума уточняют при приготовлении пробных замесов в лаборатории. |
6.2.5. Характеристики добавок.
6.2.5.1. Добавки и поверхностно-активные вещества (ПАВ), предназначенные для обеспечения адгезии битумных вяжущих к щебню и поверхности обрабатываемого асфальтобетонного покрытия, должны отвечать требованиям нормативных документов соответствующих заводов-изготовителей.
6.2.5.2. Для улучшения сцепления битумного вяжущего со щебнем при производстве черного щебня могут применяться неорганические добавкиактиваторы – известь-пушонка по ГОСТ 9179 в количестве от 1 % до 2 % по массе, минеральный известняковый порошок по ГОСТ Р 52129 в количестве до 4 % по массе или цемент по ГОСТ 10178 в количестве от 3 % до 4 % по массе щебня.
6.2.5.3. Материалы, рекомендуемые для поверхностной обработки в зависимости от класса и категории автомобильной дороги, приведены в приложении К.
6.3. Технология производства работ
6.3.1. Подготовительные работы.
6.3.1.1. Подготовка поверхности существующего покрытия к устройству поверхностной обработки включает работы по ремонту выбоин и устранению дефектных мест покрытия (сдвиговые деформации, просадки), заливку и ремонт трещин, работы по обеспечению ровности покрытия путем фрезерования и (при необходимости) укладку выравнивающего слоя.
6.3.1.2. Асфальтобетонное покрытие перед устройством поверхностной обработки должно быть очищено от пыли, грязи, строительного мусора, от дорожной разметки и отремонтировано [33].
Примечание – При использовании эмульсий в сухую и жаркую погоду покрытие необходимо смочить.
6.3.1.3. В зависимости от состояния асфальтобетонного покрытия (таблица 6.6) поверхностную обработку допускается устраивать без проведения дополнительных подготовительных работ.
Таблица 6.6 – Дефекты существующего асфальтобетонного покрытия, при которых допускается устройство поверхностной обработки без проведения дополнительных подготовительных работ
Наименование дефектов | Описание / допуск |
Колейность | Углубление продольного направления на проезжей части, образовавшееся на полосе наката под действием транспортных средств (глубина колеи до 10 мм) |
Предыдущий ямочный ремонт | Участок, на котором исходное дорожное покрытие было удалено и заменено сходным или другим материалом, при площади менее 500 м2 / 7000 м2 |
Выкрашивание и шелушение | Поверхностное разрушение покрытия и отслаивание вяжущего вещества от минерального материала; площадь выкрашивания и шелушения – менее 500 м2 / 7000 м2 |
Отдельные трещины | Поперечные и косые трещины, не связанные между собой, среднее расстояние между которыми свыше 4 м |
Частые трещины | Поперечные и косые трещины с ответвлениями, иногда связанные между собой, но, как правило, не образующие замкнутых фигур; среднее расстояние между трещинами – от 1 до 4 м с шириной ширина раскрытия трещины до 5 мм |
Ямы и выбоины | Местные разрушения дорожного покрытия, имеющие вид углублений разной конфигурации с резко очерченными краями, образовавшиеся за счет разрушения материала покрытия; площадь – менее 500 м2 / 7000 м2, глубина до 10 мм |
Разрушение кромки | Разрушение краев дорожного покрытия в виде сетки трещин или откалывания асфальтобетона; протяженность разрушения кромок – до 100 м / 7000 м2 |
6.3.1.4. Распределение битума не допускается проводить при сильном (больше 8 м/с) ветре из-за деформации струи вяжущего.
6.3.1.5. Устройство шероховатой поверхностной обработки не должно
начинаться и заканчиваться на закруглениях с радиусом менее 15 – 20 м.
6.3.2. Доставка смеси на объект.
6.3.2.1. Черный щебень для устройства поверхностной обработки доставляют на объект автомобилями самосвалами с чистыми кузовами, накрытыми водонепроницаемыми пологами.