- проектная рабочая документация, в том числе проект кранового пути, ППР на устройство кранового пути, документация на поставленные материалы и комплектующие изделия (при необходимости – сертификаты), паспорта или конструкторская документация;
- акт освидетельствования скрытых работ;
- акт сдачи-приемки нижнего строения под устройство верхнего строения кранового пути;
- акт сдачи-приемки кранового пути под монтаж крана;
- акт сдачи-приемки заземления кранового пути;
- результаты планово-высотной съемки кранового пути.
7.9 После изучения и оценки документации комиссия осуществляет визуальный осмотр объекта с целью установления дефектов.
7.10 Результаты рассмотрения технической документации, осмотра, инструментального обследования и испытаний заносят в соответствующие документы (отчеты, заключения, акты и т. д.).
7.11 Готовность кранового пути к эксплуатации подтверждает акт сдачи-приемки кранового пути в эксплуатацию по форме приложения 5 к паспорту кранового пути (приложение А), к которому прилагают результаты планово-высотной съемки и замеров сопротивления растеканию тока заземляющего устройства.
Решение приемочной комиссии о готовности к эксплуатации кранового пути утверждает ее председатель.
8. Эксплуатация
8.1 Общие положения
8.1.1 Производственный контроль за безопасной эксплуатацией крановых путей в комплексе мероприятий по безопасной эксплуатации кранов осуществляют в соответствии с [6].
8.1.2 Руководители организаций и индивидуальные предприниматели – владельцы крановых путей, а также руководители организаций и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие крановые пути, обеспечивают их содержание в исправном состоянии путем организации надзора, технического обслуживания и ремонта.
8.1.3 Приказом по организации, эксплуатирующей грузоподъемные краны, назначают инженерно-технического работника (ИТР) (служба) по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары и ИТР, ответственного за содержание кранов в исправном состоянии, в функциональные обязанности которых входит надзор за крановыми путями и за их содержанием в исправном состоянии.
8.1.4 Обучение и периодическую проверку знаний осуществляют:
- для ИТР и ответственных специалистов – не реже одного раза в 3 года;
- для рабочих (обслуживающего персонала) – один раз в год.
8.1.5 Организация, эксплуатирующая грузоподъемные краны, разрабатывает должностные инструкции для ИТР и ответственных специалистов и производственные инструкции для рабочих.
8.1.6 Организация, эксплуатирующая грузоподъемные краны, обеспечивает ИТР (специалистов) правилами безопасности, должностными инструкциями, руководящими документами по безопасной эксплуатации крановых путей и нормативной документацией согласно ГОСТ Р 51248, [7], [12], [14] и настоящему своду правил, а рабочих – производственными инструкциями, а также организует контроль их выполнения.
8.1.7 Крановые пути, находящиеся в эксплуатации, подвергают постоянной проверке, периодическому комплексному обследованию, обслуживанию и ремонту в объеме и сроки согласно требованиям ГОСТ Р 51248.
8.1.8 Разрешение на эксплуатацию кранового пути выдает ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, назначенный согласно требованиям [8], на основании акта сдачи-приемки кранового пути в эксплуатацию или акта комплексного обследования кранового пути.
8.2 Методы контроля, требования к средствам измерения
8.2.1 Приборы и аппаратура, применяемые при проведении контроля и испытания, эксплуатируют в соответствии с документом, подтверждающим их поверку и испытания, требования к оформлению которого приведены в [10] и [11]. Все нестандартизированные средства измерения обязаны проходить метрологическую аттестацию.
8.2.2 Средства нагружения в виде контрольных грузов, предназначенных для испытания кранового пути, принимают с полем допуска, не превышающим трехкратного поля допуска для приборов.
8.2.3 Погрешности для средств измерений – не более 2,5 %.
8.2.4 Перечень инструментов, приборов и средств измерений, а также допустимую погрешность измерений следует устанавливать в программе и методике испытаний кранового пути.
8.2.5 Обеспечение контроля планово-высотного положения элементов кранового пути в процессе его устройства и эксплуатации выполняют в соответствии с методикой геодезического контроля состояния крановых путей.
8.2.6 Плотность земляного полотна кранового пути измеряют из расчета не менее одной точки на каждые 12,5 м рельсовой нити.
8.2.7 Проверку плотности грунта земляного полотна следует производить по ГОСТ 19912 или другим методом, обеспечивающим получение требуемой точности результата.
8.2.8 Оценку водопроницаемости дренирующих грунтов, используемых для сооружения насыпей, производят по показателям гранулометрического состава.
8.2.9 Влажность грунта следует определять по ГОСТ 5180.
8.2.10 Состав контролируемых показателей, предельные отклонения, объем и методы контроля при устройстве насыпей следует принимать в соответствии с требованиями СП 45.13330.
8.2.11 Рельсы, скрепления и опорные элементы необходимо проверять на соответствие их величинам предельного износа и браковочных показателей (приложение Ж).
8.2.12 Размер колеи следует проверять на каждом рельсовом звене в его средней части и в зоне болтовых стыков стальной рулеткой с ценой деления 1 мм. Превышение значений отклонения размеров колеи, указанных в приложении Ж, от проектного не допустимо.
8.3 Технический регламент надзора на предприятии
8.3.1 Требования к разработке положения о службе надзора на предприятии и должностных инструкций ИТР по надзору приведены в [13].
8.3.2 Служба надзора осуществляет надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией кранов и крановых путей, контролирует соблюдение графиков периодических осмотров, технических обслуживании и ремонта крановых путей и принимает меры по предупреждению нарушений правил безопасности.
8.3.3 Организацию контроля и проведение работ по обследованию, техническому обслуживанию и ремонту кранового пути осуществляют в соответствии с требованиями настоящего свода правил и [7], [8].
8.3.4 При превышении параметров рельсов, опорных элементов и кранового пути от проектного положения в плане и профиле от предельных величин, приведенных в ГОСТ Р 51248, и [7], эксплуатация кранового пути запрещается при выявлении следующих дефектов:
- рельсы с отрубленными (неопиленными) или отрезанными автогеном концами независимо от длины, а также рельсы с прожженными, простреленными и нестандартными болтовыми отверстиями;
- вмятины, забоины, лыски и волнистость на рабочих поверхностях рельсов более 5 мм на длине рельса 200 мм;
- выкрашивание наплавленного или закаленного слоя рельса на длине более 25 мм;
- наплыв металла более 6 мм на боковых гранях головки рельсов без признаков трещин и расслоений;
- сколы в подошве или в головке рельса;
- продольные горизонтальные трещины под головкой или около подошвы рельса;
- трещины в головке, шейке, подошве, местах перехода шейки в головку или подошву и у болтовых отверстий рельсов, сварных швах стыков рельсов;
- некомплектность стыковых и/или промежуточных скреплений
(отсутствуют болты, гайки, пружинные шайбы, шплинты и т. п.);
коррозия элементов кранового пути на глубину, превышающую допустимые значения, указанные в нормативной или конструкторской документации (коррозия подошвы рельса допускается не более 4 мм);